В этом году - столетний юбилей здания благовещенского вокзала, которое закончили строить в 1915 году. За век своего существования оно не сменило своего назначения, чем могут похвастаться лишь немногие благовещенские памятники архитектуры.
В этом году - столетний юбилей здания благовещенского вокзала, которое закончили строить в 1915 году. За век своего существования оно не сменило своего назначения, чем могут похвастаться лишь немногие благовещенские памятники архитектуры.
Уже более ста лет люди, прибывающие в Благовещенск железной дорогой, начинают знакомство с городом с одного из красивейших зданий областного центра - вокзала. История его создания началась еще в позапрошлом столетии. В конце 19 века Благовещенск находился практически в центре полного бездорожья, был точкой, куда из остальной России можно добраться разве что по рекам. Поэтому был поднят вопрос о создании железнодорожного сообщения для Благовещенска с внешним миром.
- Строительство железнодорожного вокзала в городе Благовещенске началось с принятием решения Государственной думы о строительстве Амурской железной дороги в 1908 году, - рассказывает директор музея истории Забайкальской железной дороги Владислав РЕУТОВ. - Место для вокзала было выбрано на северной окраине города. 6 (19) декабря 1913 года первый поезд из шести товарных вагонов, груженных лесом, отправлен из Благовещенска в Петербург. Окончательно достроен вокзал был в 1915 году.
Кто был архитектором здания благовещенского вокзала - точно неизвестно, документальных подтверждений авторства проекта не найдено. По одной из версий вокзал построил некий Гофман. Другая теория интересней, она называет автором здания известного отечественного архитектора Вячеслава Олтаржевского. Ему же одна из версий, кстати, приписывает и создание другого известного здания - торговых рядов «Мавритания», где сейчас располагается институт геологии и природопользования. Вячеслав Олтаржевский известен прежде всего тем, что стал одним из авторов знаменитой «сталинской высотки» - гостиницы «Украина» в Москве.
Как рассказывает Владислав Реутов, в 1914 году в строящемся здании вокзала по решению городской думы была устроена солея (возвышение) для иконы Албазинской Божией Матери «Слово Плоть Бысть» из сосновых плах, оклеенных красным сукном, обнесенная точеным барьером с поручнем. От иконы до конца солеи была проложена бархатная дорожка.
В марте 1918 года в районе вокзала произошли столкновения красногвардейцев с атаманом Гамовым. в апреле 1918 года от обгоревшего здания были отправлены в Петроград два вагона, груженных продуктами. В том же году отсюда уходили красноармейцы на Уссурийский фронт, а летом 1941 года убывали эшелоны уже на запад, для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Сюда прибывали санитарные поезда с ранеными солдатами, а позже, летом 1945 года эшелоны победителей.
Терем с гребнем
В 1995 году президент России подписал указ о присвоении зданию благовещенского вокзала статуса памятника архитектуры федерального значения.
В книге «Архитектурное наследие Благовещенска» дается такое описание: «Архитектурно вокзал представляет из себя кирпичное здание в лучших художественных традициях русского стиля, более похожий на терем, чем на административное здание. Одноэтажная центральная часть завершена четырехгранным шатром с декоративным металлическим гребнем. Вход нарочито смещен с оси симметрии и выделен килевидным порталом с шатровой кровлей, расположен справа полукруглым эркером. Двухэтажные торцы архитектурно различно оформлены. Левый торец перекрыт двухскатной кровлей, окна объединены трехарочной нишей. Одноэтажный эркер завершен балконом. Правый по аналогии с центральной частью увенчан аналогичным шатром, слуховые окна и фронтон ризалита имеют килевидные очертания. Из интерьера вестибюля четко просматривается система балок и стропил центральной части. Цоколь выстроен из крупных каменных блоков».
Стратегический объект
Наталья Капитоненко работает на железнодорожном вокзале с 2003 года, а в должности его начальника - с 2006-го.
- Здание вокзала настолько интересно своей архитектурой, настолько необычно… Немного чем-то схожи по архитектуре с ним вокзал во Владивостоке и Ярославский вокзал в Москве, - говорит Наталья Капитоненко. - Но больше я не могу сравнить наш вокзал ни с каким другим - настолько он индивидуален. И, конечно, нравится мне больше, чем какой-либо другой. Здание с момента постройки в 1915 году до настоящего времени эксплуатируется по своему прямому назначению.
Здание почти не перестраивалось и не дополнялось. И по сей день оно сохранено практически в том же виде, в каком было построено. Единственное дополнение - небольшая пристройка с западной стороны, где расположено техническое помещение. Последняя реконструкция здания прошла в 1996 году, а последний капремонт - в 2013-м. Следующий же ремонт планируется на текущий год. Будет проведена замена окон и дверей, отремонтируют крыльцо, проведут работы в холле - начиная от деревянного свода и до отделки стен. Уже проведен аукцион, определен подрядчик, который закупает материалы и в ближайшее время должен приступить к работе. Работы организуют так, чтобы они как можно меньше сказались на удобстве и комфорте пассажиров: ремонт будет проводиться зонированно.
Транспортная инфраструктура вообще, и железнодорожная в частности, всегда имеет стратегическое значение, особенно если это касается областного центра и тем более приграничного города.
Транспортно-пересадочный узел
Пассажиропоток зависит от сезона. Если в феврале 2014 года он составлял 14293 пассажира, то в августе того же года уже 21293 пассажира. Август - период отпусков, люди едут на отдых. Основные направления - Чита, Хабаровск и Тында.
Впрочем, теперь от железнодорожного вокзала можно уехать не только на поезде, но и на автобусе. Идея совмещения двух вокзалов, железнодорожного и автобусного, озвученная властями в начале года, начинает воплощаться в жизнь. Напомним, зимой Александр Козлов, тогда еще мэр Благовещенска, поднял вопрос о переезде автовокзала на территорию железнодорожного. На данный момент конкретные сроки пока не ставятся, потому что вопрос находится в стадии обсуждения и проработки.
- Переезд автовокзала - это не так просто, - говорит Наталья Капитоненко. - Надо понимать, что существующая инфраструктура нашего вокзала предусматривает обслуживание пассажиров определенного транспорта - железнодорожного. А для того, чтобы сюда переехал автовокзал, нужны уже и стоянки для автобусов, и кассы, и так далее. Вопрос этот открыт на данный момент, он обсуждается.
Первый шаг, впрочем, сделан - в железнодорожном вокзале открылась касса автовокзала. И прибывшие на поезде пассажиры могут сесть на автобус и уехать в Хабаровск или Зею либо, наоборот, прибыв на автобусе, сразу купить билет на поезд.
По сути, речь идет не просто о переезде одного вокзала на территорию другого, а о создании транспортно-пересадочного узла. Так, прорабатывается вопрос о том, чтобы вокзал был связан прямым автобусным сообщением с аэропортом. Сейчас тем, кто прибывает в Благовещенск, поездом добираться до аэровокзала не слишком удобно. Нужно делать большой крюк: добраться на общественном транспорте практически до центра города (в район автовокзала или универмага), а уже оттуда ехать в противоположную сторону - до аэропорта. Также в разработке вопрос о привлечении на вокзал фирм такси, которые были бы лицензированными, имели бы соответствующий всем требованиям автомобильный парк, и так организовать удобную пересадку пассажиров с поезда или междугороднего автобуса на такси, чтобы они сразу могли уехать в нужную им точку города.
Отметим, что в этом году начальник ЗабЖД Валерий Фомин уже неоднократно посещал Амурскую область и во время встреч с руководством Амурской области и Благовещенска каждый раз обсуждал вопрос создания в Благовещенске транспортно-пересадочного узла.
Фото автора и предоставленное Владиславом Реутовым.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.