Измученные лица маленьких детей за колючей проволокой… последний кусок хлеба… последняя надежда, взывание к Богу: «Помоги!» Но Бог не поможет. Потому что он – такой же заключенный, как и они. В Бухенвальде… Прошлое? Не совсем. Амурский фотохудожник воскресил образы заключенных концлагерей в своих работах, подготовленных для фотовыставки — к 64-й годовщине Победы. Чтобы помнили. Чтобы знали. Чтобы чувствовали.
Измученные лица маленьких детей за колючей проволокой… последний кусок хлеба… последняя надежда, взывание к Богу: «Помоги!» Но Бог не поможет. Потому что он – такой же заключенный, как и они. В Бухенвальде… Прошлое? Не совсем. Амурский фотохудожник воскресил образы заключенных концлагерей в своих работах, подготовленных для фотовыставки — к 64-й годовщине Победы. Чтобы помнили. Чтобы знали. Чтобы чувствовали.
Узники Бухенвальда Концлагерь-музей. Здесь есть фотографии и документы детей, чья короткая жизнь прошла или оборвалась в стенах Бухенвальда. А рядом история сохранила лица и личные дела нацистских офицеров, надзирателей этого концлагеря. Камеры пыток, крематории, колючая проволока и личные вещи заключенных: самодельные иконы, молитвенники и еврейские звезды. «Мы этого не знали», «Какой ужас!» — делились впечатлениями посетители музея. И среди этих надписей выделялась одна: «Мы получили колоссальное удовольствие здесь. Спасибо, Гитлер». Писали сторонники неонационалистического движения, даже печать поставили под собственной надписью. Кто-то пытался стереть, зачеркнуть ее, но тщетно. Все это и подтолкнуло нашего земляка, Олега Семенца, на создание фотовыставки. Открыть глаза современникам на то, что было, и то, что происходит сейчас, – такова цель автора. — У многих людей сложилось впечатление, что это все нечто иное, их не касающееся, — считает фотограф, — наша молодежь «зомбирована» и «запрограммирована» на то, что если это и происходит, то точно не с ними. Если мы в свое время, когда смотрели фильмы про войну, могли прочувствовать их, плакали. Сегодня молодежь потеряла ощущение реальности, не может отличить голый факт от вымысла, исторический фильм, повествующий о реальных людях, от бюджетного «голливуда». И если мы говорим: «Бухенвальд», то в лучшем случае у современных людей возникают ассоциации с каким-то старым документальным фильмом. Чтобы «достучаться» до людских сердец, Семенец создает для выставки три серии работ: фотографии из музея (личные дела заключенных и палачей, памятники, пейзажи «территории смерти» и т.д.), портреты современных ребятишек и студийные фото, на которых наши современники превращаются в тех самых узников, обреченных на гибель людей. Особенно интересна последняя серия работ. Их мало просто видеть, нужно уметь их читать. Да, именно читать, не упуская деталей. Вот, например, дети смотрят с надеждой на небо. Они ждут помощи от Бога, молятся и надеются на спасение. Но Бог бессилен. Потому что он – среди них. Он – такой же заключенный, как они, и не оставит их до последнего. Еще одна знаковая картина – дети за колючей проволокой. Пока еще здоровые, крепкие ребятишки, такие же сегодня бегают со смехом по улицам. Обычных детей, не подозревающих о своей участи, увозили в концлагеря. От взгляда этого мальчика, что на фото, – мурашки по спине. Сколько боли и непонимания в этих глазах! Картины потрясают, слишком уж жестко и откровенно автор отображает действительность. «А война не делала скидок, — замечает Олег Семенец, — ни для детей, ни для слабонервных». Надо просто любить людей — Выставка рассчитана не на примитивно мыслящих людей, — рассказал нам Олег Семенец, — чтобы ее понять, нужно просто иметь голову на плечах. Хотя здесь все доступно на эмоциях, надо просто хотя бы немного любить людей. Открытие фотовыставки планируется 9-10 мая, ко Дню Победы. Но пройдет ли выставка нашего фотографа в нашем же городе, пока под вопросом. Нужно ли это Благовещенску? Олег Семенец сомневается. — В большинстве своем у наших горожан такой менталитет: все заняты только личными проблемами, — поделился он, — в том числе особой поддержки нет и от чиновников. Будет парадоксально и смешно, если выставку мне придется открывать в Харбине. Наша победа, а выставка – в Харбине. А потом она поедет в Дрезден… Истерический факт, ведь немцы очень болезненно реагируют на все, что связано с Отечественной войной, и до сих пор чувствуют себя виновными. …Фотографии Семенца занимают призовые места на различных международных конкурсах. Московские фотографы предложили амурскому коллеге сделать выставку в два этапа: первый провести в мае этого года, а второй приурочить к юбилею Победы в следующем году. В Китае выставки амурского художника встречают на ура. В Германии к теме, поднятой нашим фотографом, относятся более чем трепетно. А Благовещенск еще не знает, найдет ли свободное время и средства для этой выставки…
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.