Вместо КамАЗов в Приамурье будут собирать белорусские комбайны

2 402

«Колесовские» КамАЗы «прошли» мимо Приамурья: крупнейший российский автозавод «КамАЗ» создаст филиал — сборочный пункт — в Хабаровске. При этом соглашения о сотрудничестве между правительством Амурской области и автоконцерном, достигнутые еще при Николае Колесове, канули в Лету. Однако КамАЗам на смену «пришли» белорусские комбайны.

На Дальнем Востоке будет собираться пользующаяся спросом спецтехника: вахтовые автобусы, фургоны, самосвалы, тягачи, мусоровозы, автомобили с кранами для лесной и строительной индустрии — всего 200-300 автомобилей в год. Сборочный завод  собираются построить в Хабаровске за полгода. Такое сообщение на днях распространила пресс-служба крупнейшего российского автозавода ОАО «КамАЗ».
Возникает справедливый вопрос: почему Амурская область не рассматривалась как территория, где он мог бы базироваться? Ведь во времена губернаторства Николая Колесова были подписаны соглашения о сотрудничестве с амурскими предприятиями. Какова же судьба протоколов намерений?

С чистого листа

Новость о том, что в Амурской области начнут собирать спецтехнику на основе КамАЗов, в августе 2007 года наделала довольно много шума. Новое правительство области во главе с Николаем Колесовым вынашивало планы по развитию машиностроительной отрасли в области. По сути, речь шла о ее создании с чистого листа, поскольку такого явления, как амурское автомобилестроение, раньше попросту не существовало.
Именно поэтому население вначале восприняло известие о том, что в Приамурье начнут собирать технику, как некий розыгрыш. Мол, где мы и где КамАЗ.
Благо, за время своей управленческой деятельности в Казани Николай Колесов наработал немало деловых контактов. И вот в начале августа 2007 года правительство Амурской области подписало протокол о намерениях с ОАО «КамАЗ». А генеральный директор этого предприятия Сергей КОГОГИН даже побывал с визитом в Приамурье. Такой серьезный подход отсекал все сомнения.
Напомним, что площадками для сборки КамАЗов в нашем регионе должны были стать заводы «Амурдормаш» в Прогрессе и «Кранспецбурмаш» в Шимановске. На первом планировалось наладить выпуск запасных частей, на втором — спецтехники на основе КамАЗов: кранов и лесовозов. Предполагаемая мощность автозавода должна была составить 720 машин в год. Любопытно, что ОАО «КамАЗ» по соглашению приобретало контрольный пакет акций (51%) и становилось владельцем амурских предприятий. Грандиозными казались и планы амурского правительства — на «Кранспецбурмаше» была установлена планка: увеличить производство в 120 раз. В месяц завод должен был изготавливать 30 кранов и плюс 30 лесовозов. Хотя до этого амурский машиностроительный собирал 6 кранов в год.

Попали под КамАЗ

Но подобным идеям не суждено было сбыться. Наш корреспондент связался с руководством амурских заводов.
— Если в 2008 году, после ухода Колесова, договоренности еще существовали, то в прошлом году дирекция ОАО «КамАЗ» отозвала все документы по данному вопросу, — говорит генеральный директор «Амурдормаш» Константин ГРИБОВ. — Причем до сих пор по непонятным нам причинам. Для нас эта сделка имела очень большое значение. Мы собирались войти в систему «КамАЗа», быть официальным дилером. Наше предприятие тогда закупало бы машины КамАЗ по себестоимости. Тепрь же мы вынуждены брать технику на 20% дороже нежели филиалы автоконцерна. Насколько мне известно, в Хабаровске и раньше собирали КамАЗы исключительно своими силами.
По словам руководителя шимановского машиностроительного завода «Кранспецбурмаш» Петра ПАВЛОВИЧА, разговор в 2007 году шел о том, чтобы завод вошел в «КамАЗ» и наладил выпуск определенных узлов, производил сборку спецтехники.
— Те условия, которые изначально предлагались — купить 51% акций, — могли нас устроить только в том случае, если завод продолжал бы свою работу, — рассказал нашему корреспонденту Петр Павлович. — Но когда подписывался протокол, нам стало понятно, что на самом деле они не хотели покупать наше предприятие. Завод рассматривался как «перевалочная база». Естественно, с такой постановкой вопроса мы согласиться не могли. Плюс помог случай (уход Николая Колесова), и это все прекратилось.
Амурские эксперты в области экономики говорят, что причиной провала всех соглашений может служить то, что в своих экономических инициативах прежний глава области опирался на собственные давние связи с различными российскими корпорациями. Привлекая их инвестиции, он руководствовался, скорее, личным авторитетом, нежели готовым бизнес-планом.

Белорусское «завтра»

Идея развивать в Амурской области машиностроение не была оставлена и при нынешнем губернаторе Олеге Кожемяко. В начале февраля 2010 года Приамурье посетила белорусская делегация.
Сотрудничество между Приамурьем и Республикой Беларусь будет идти в нескольких направлениях. Стороны уже подписали договор о создании на шимановском заводе «Кранспецбурмаш» сборочного производства комбайнов «КЗС-1218». В 2010 году завод осуществит сборку 200 единиц зерноуборочной техники из белорусских машинокомплектов. Воедино собирать «белоруссов» будут также в Новобурейске. Перспектива этого направления сотрудничества – организация совместного предприятия по строительству комбайнов различных моделей в Приамурье. Причем шимановский «Кранспецбурмаш» уже собрал 20 комбайнов к предстоящей посевной, а коллеги машиностроителей из новобурейского «Бурея-кран» «переплюнули» своих коллег и подготовили 180 сельскохозяйственных машин.
Еще одним важным направлением должно стать производство в Амурской области тракторов и спецтехники по белорусским технологиям.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости