15 июня в Благовещенске пройдут публичные слушания, на которых горожане смогут высказать мнение, по какой системе они хотят выбирать мэра: назначать депутатским корпусом или прямым всенародным голосованием.
15 июня в Благовещенске пройдут публичные слушания, на которых горожане смогут высказать мнение, по какой системе они хотят выбирать мэра: назначать депутатским корпусом или прямым всенародным голосованием.
Народного мнения требует процедура по внесению изменений в Устав города, которые планируют воплотить в жизнь благовещенские парламентарии. Большинство депутатов гордумы областного центра выступают за назначение мэра. Насколько неизбежны перемены в системе местного самоуправления, а также, как часто народные избранники прислушиваются к мнению горожан, попытался выяснить корреспондент «Телепорта».
Благовещенские парламентарии, похоже, всерьез взялись за вопрос об изменениях Устава Благовещенска, согласно которым население больше не будет избирать мэра всеобщим голосованием. Главу администрации будет рассматривать специальная комиссия на конкурсной основе, а утверждать его будут городские депутаты. Новый институт власти носит красивое английское название «сити-менеджер». По-русски говоря, нанятый по контракту управленец. И первые шаги на пути смены выборной системы в областном центре уже сделаны: народные избранники на очередной сессии назначили дату публичных слушаний по этому вопросу. Высказать мнение «за» или «против» благовещенцы смогут 15 июня.
Ни единым мнением
Несмотря на то, что большинство депутатов были против проведения прямых выборов мэра, без горячих споров на очередном заседании городской Думы не обошлось. Причем в последний момент некоторые парламентарии кардинально поменяли свое мнение.
Четкой позиции «против» придерживались разве что коммунисты. Лидер фракции КПРФ Алексей Сухих отметил, что народ не наделил депутатов полномочиями решать их будущее — право избирать градоначальника. «Поэтому мы не вправе даже давать повод для изменений в выборных процедурах», — добавил парламентарий.
К очередному собранию «опомнились» либерал-демократы, которые еще неделю назад были за нововведения. «Предлагаем очень хорошо подумать депутатам, которые только вчера получили документы и сегодня принимают такие судьбоносные решения. Советуем подумать, куда мы «придем» в итоге, и подумать, какой результат мы получим», – наставлял коллег лидер благовещенского отделения ЛДПР Сергей Абрамов. Представителей фракции беспокоило то, что если в Уставе будут приняты изменения, то Думе придется самораспуститься, так как новая система заработает только при следующем созыве, а это новые выборы, новые траты.
Справедливороссы, напротив, единогласно поддержали инициативу.
Мнения разделились только в самой многочисленной фракции единороссов. К примеру, экс-председатель Сергей Левицкий высказался против предложения. А единороссы Александр Татаренко, а также руководители двух муниципальных предприятий Игорь Банин и Виктор Архипов и вовсе воздержались от голосования.
Глава фракции единороссов Эдуард Хасаншин, напротив, больше других ратовал за проведение публичных слушаний. «Слушания не несут правовой нагрузки. На них будут высказаны лишь рекомендации. И мы не должны лишать людей возможности высказаться», — сказал единоросс. Большинство членов «Единой России» поддержало проведение слушаний.
В итоге из 27 присутствовавших на заседании депутатов 16 проголосовали за проведение публичных слушаний. Предложение «прошло».
Есть что обсудить
Интересно, что в ходе заседания в своих высказываниях депутаты почему-то «уходили» от ключевого момента во всей этой истории: проведение публичных слушаний, по сути, это уже и есть часть процедуры принятия изменений в Уставе города. По закону, сначала выносится предложение или проект, потом проводятся слушания, после которых решение принять или отклонить закон принимают депутаты. Поэтому парламентарии, возможно, слегка хитрят, говоря о том, что они хотят провести публичные слушания, чтобы выслушать мнение благовещенцев. Ведь есть и другие формы «познания» общественного мнения. К примеру, чем плох референдум?
Однако решение вопроса, как выбирать мэра, «подгоняется» случившимся в Благовещенске «политическим форс-мажором». Сейчас законотворцам попросту нужно торопиться. Следующие выборы мэра города должны пройти в октябре, а, по закону, до конца июля поправки уже должны быть приняты.
Публичные слушания пройдут 15 июня в 16 часов по адресу: ул. Ленина, 108/2. Все желающие выступить на слушаниях должны подать заявку до 17 часов 11 июня. Общественная приемная будет работать с 28 мая в здании напротив – по адресу: ул. Ленина, 133, в кабинете 207, в течение всего рабочего дня. При этом слово на слушаниях может взять любой горожанин старше 18 лет.
Услышать «глас народа»
Как заверил журналистов председатель благовещенских парламентариев Владимир Кобелев, если результат публичных слушаний будет за изменения в Устав, то будет заключаться договор с сити-менеджером; если народ будет против, то останутся прямые выборы мэра путем всенародного голосования.
Наш корреспондент попытался разобраться, насколько актуальны у горожан публичные слушания и как часто депутаты прислушиваются к «гласу народа». Оказалось, что процедура не пользуется популярностью у горожан. По словам экс-спикера думцев Сергея Левицкого, в большинстве случаев на публичных слушаниях присутствуют, как правило, пять-шесть человек, мнение которых ничего не решает.
А одни из последних слушаний, которые прошли 17 мая, и вовсе обошлись без публики. Обсуждался вопрос об исполнении бюджета 2009 года. Начальникам городских управлений пришлось отчитываться перед пустым залом. Конечно, можно сказать, что вынесенный на обсуждение вопрос не столь серьезен, но, как говорят в аппарате гордумы, такая ситуация уже стала традиционной.
Кроме того, остается открытым вопрос, прислушиваются ли депутаты к волеизъявлениям масс. «Статистики, сколько раз решение парламентариев совпадало впоследствии с мнением большинства высказавшихся на слушаниях, никто не ведет, — рассказали нам в пресс-службе представительного органа. — Да и протоколы «народных обсуждений» выглядят, как «сборник» выступлений, нежели единый результат».
Хотя и был случай, когда в присутствии нашего корреспондента народные избранники, скажем так, «пренебрегли» мнением общественности. В середине апреля парламентарии также рассматривали поправки в главный документ города. В частности, хотели вместо одного заместителя председателя городской Думы ввести еще и второго. Однако присутствовавшие горожане были против данной поправки. Несмотря на это, изменения в Устав были приняты.
Депутаты «прибавят в весе»
Нынешняя процедура общественного обсуждения вряд ли обойдет стороной благовещенцев. Уж больно резонансным будет обсуждаемый вопрос. Ведь, инициировав вопрос о назначении главы администрации, благовещенские народные избранники хотят «лишить» своих же избирателей шанса напрямую влиять на то, кто будет руководить их городом. Все «лишения» проходят в рамках действующего законодательства и с соблюдением принципов демократии.
Напомним, что вот уже как пять лет население Амурской области не участвует в губернаторских выборах. Путинской реформой исполнительной власти 2004 года глава региона назначается представительным органом субъекта Федерации (Законодательным собранием Приамурья) по представлению Президента России. Теперь же что-то подобное предполагается ввести и на муниципальном уровне.
Главным «ударным» аргументом сторонников преобразований является упоминание того, что внеочередные выборы мэра города заставят потратить городскую казну. Называются суммы от 3-5 до десятков миллионов рублей. В таком случае, вместо проведения выборов город мог бы построить современный спортивный комплекс, или приобрести квартиры для некоторых социально-незащищенных категорий благовещенцев. Перечень возможных приобретений за счет сэкономленных от выборов денег можно продолжать до бесконечности.
Отмена прямых выборов приведет к тому, что в будущем единственными политическими событиями в Благовещенске будут разве что выборы депутатов Законодательного собрания области и депутатов Благовещенской городской Думы.
Если законодательная инициатива все-таки пройдет, благовещенские депутаты, несомненно, «прибавят в весе». Кроме существующих полномочий, народным избранникам добавится и контроль над деятельностью городской администрации. По заверениям народных избранников, демократические принципы никоим образом не нарушатся. Поскольку Дума — это всенародно избранный орган, то фактически жители города будут контролировать деятельность городской администрации.
Но раз уж заговорили о расточительности мэрских выборов, то справедливо будет заметить, что на выборах Благовещенской городской Думы также можно было бы сэкономить. Нет, не отменять их вообще. Например, продлить срок пребывания человека в депутатском кресле с пяти до 10 лет. Вот тогда-то траты на избрания представительного органа города будут происходить реже. Или можно вообще присвоить депутатский мандат пожизненно с правом передачи по наследству, раз уж избиратели и так доверили депутатам свой последний выбор.
Закон дает добро
Помимо того, что проект изменений в Уставе Благовещенска опубликован, он направлен в прокуратуру для того, чтобы правоохранительные органы проверили его на законность и соответствие федеральному законодательству.
Практика, когда на пост главы администрации города или района назначают «сити-менеджера», уже опробована и действует в Брянской и Тюменской областях, Удмуртии, в Казани, Кургане, Калуге, Омске, Пензе и других российских субъектах и городах. Поэтому Благовещенск в этом плане — далеко не «пионер». Ко всему прочему в Тындинском районе Амурской области хозяйством муниципального образования уже несколько лет управляет наемный менеджер. Совсем недавно новый институт власти был введен и в поселке Талакане, Углегорске и Зее.
Если внимательно рассмотреть Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», то одним из вариантов формирования исполнительной власти в нем пре-дусматривается назначение наемного менеджера на пост ее руководителя. Причем система органов местного самоуправления поменялась аж с 1 января 2006 года. Однако, как нам стало известно, амурское законодательство по этому вопросу было скорректировано только в конце 2009 года. Возможно, именно поэтому вопрос с «сити-менеджером» не поднимался.
По закону, глава муниципального образования — мэр — избирается из числа депутатов городской Думы и одновременно является ее председателем, в основе своей работы имеет представительские и законотворческие полномочия. Исполнительные функции же переходят сити-менеджеру. Из комментариев к документу следует, что смысл идеи в том, чтобы городами руководили не политики, которые склонны к обещаниям, закрытости и сосредоточению власти в одних руках, а профессиональные хозяйственники. Предполагается, что если первый из них не выполнит обещанное, его не переизберут через установленное время на следующий срок, а если второй не справится с исполнением и начнет «заваливать» городское хозяйство, его можно будет немедленно заменить на другого, более способного и опытного (без дополнительной нагрузки на городской бюджет в виде внезапных перевыборов).
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.