В Амурской области инвалиды остались без водительских прав. Некоторым
на свой страх и риск теперь приходится нарушать права гражданские — ездить
по дорогам нелегально. И если обычному человеку в областном центре Приамурья найти автошколу не составит проблем, то людей с ограниченными возможностями в таковые не принимают. Главная причина — в регионе нет специального автотранспорта.
В Амурской области инвалиды остались без водительских прав. Некоторым
на свой страх и риск теперь приходится нарушать права гражданские — ездить
по дорогам нелегально. И если обычному человеку в областном центре Приамурья найти автошколу не составит проблем, то людей с ограниченными возможностями в таковые не принимают. Главная причина — в регионе нет специального автотранспорта.
Старенькая иномарка Андрея Малкина кому-то может показаться рухлядью. Но для парня автомобиль не только средство передвижения, но и, пожалуй, единственная возможность почувствовать себя полноценным членом общества. Он инвалид с детства — врожденная травма правой руки (отсутствие кисти). Много лет молодой человек мечтал о своем авто. Друзья и родственники помогли деньгами. Наконец, мечта сбылась. Поскольку в семье была машина, Андрей хорошо умеет водить и управляться с автоматической коробкой передач. Физическая неполноценность никаких трудностей с вождением не доставляет. Но за руль своего «железного коня» Андрей Малкин сел незаконно, нет водительских прав. Обычно выбирает маршрут «по закоулкам», где точно не будет сотрудников ГИБДД. Однако полностью избежать встреч с ними все равно не удается.
— Останавливают, спрашивают, почему без документов, — рассказывает свою историю благовещенец Андрей МАЛКИН (фамилия изменена). — Объясняют, что так ездить нельзя. Да я и сам это прекрасно знаю. Но инспекторы понимают, входят в положение. Отделываюсь штрафами. Пару раз родственники забирали авто со штрафстоянки. Далеко стараюсь не ездить. Куда наобум лететь?
По словам парня, он обошел все известные ему автошколы. «Нигде меня не берут, нет специального транспорта. Да и говорят, медкомиссию специальную для инвалидов проходить надо, только вот где, никто не знает», — печально произносит Андрей.
В амурском управлении ГИБДД говорят, что проблема с получением водительских прав инвалидами существует уже несколько лет. Последний раз экзамены у инвалида, ограниченного физически, принимали около пяти лет назад. До этого на права инвалиды сдавали потоками. В Приамурье даже существовал отдельный учебный комбинат. Сегодня такого учреждения, где мог бы обучиться инвалид, нет.
И действительно, найти в областном центре Приамурья автошколу для обычного человека не составляет проблем. Людей с ограниченными возможностями туда не принимают.
В Благовещенске сегодня водителей готовят 8 учреждений. Еще, как минимум, по две автошколы есть в каждом районе Амурской области. Всего в нашем регионе профподготовкой водителей занимаются около 30 образовательных учреждений. Среди них как государственные образовательные учреждения, так и частные автошколы. Однако необходимые условия для осуществления подготовки вождению инвалидов нигде не созданы.
Ближайшее спецучреждение находится далеко за пределами области — во Владивостоке.
В амурских автошколах все сводят к тому, что после того, как государство перестало снабжать инвалидов автомобилями с ручным управлением, заодно закрылись и курсы.
— Очень давно наша школа принимала в ученики инвалидов. Был транспорт. Но вопрос этот и сегодня актуален, — говорит заместитель директора одной из крупных благовещенских автошкол Александр ВЕДЬ. — К нам частенько обращаются такие люди за обучением. Необходимо смотреть — инвалиды бывают разные: кому-то для обучения достаточно простой коробки «автомат», а кому-то, например, колясочникам, автомобиль необходим с ручным управлением. Такого в нашем автопарке нет. Приходится отказывать человеку. Кроме того, свое заключение должна давать медкомиссия, годен или нет инвалид к управлению транспортным средством.
В большинстве амурских автошкол нам ответили приблизительно то же. Однако некоторые руководители образовательных учреждений хотели бы занять нишу по обучению физически ограниченных людей, закупить хотя бы пару подобных автомобилей. Для этого необходимо «прозондировать» ситуацию и определить экономический и социальный эффект. Вдруг выяснится, что поток желающих замкнется десятком человек.
В качестве положительных примеров своей деятельности в автошколах говорят, что некоторые инвалиды все же получают удостоверения «рулевого». Такие, например, как глухонемые граждане. На теоретические и практические занятия эти люди ходят с помощником — сурдопереводчиком.
Проблема с правами возникает не только у молодого поколения инвалидов, которые вынуждены водить на свой страх и риск, но и у старшего. Старшее поколение в свое время успело сдать на права, ездит легально. Правда, у одних корочки водителя вот-вот закончат действовать, у других — срок действия права истек уже давно.
В Приамурье проживает около 85 тысяч инвалидов — это примерно десятая часть всего населения области. В Амурской общественной организации Всероссийского общества инвалидов состоит более 8600 человек. Для инвалидов, кто уже давно колесит по дорогам области, автомобиль стал своего рода «палочкой-выручалочкой». Расставаться с авто из-за просроченных прав никто из них не хотел бы.
Председатель Амурской областной организации Всероссийского общества инвалидов Владимир КАРШАКЕВИЧ получал права около 30 лет назад. Срок их действия истек. Необходимо менять.
— Равно как и с обучением эту проблему каждый инвалид решает по-своему, в зависимости от того, какими возможностями обладает инвалид: кто-то — через знакомых, кто-то — за деньги, — говорит Владимир Каршакевич. — Для нас этот вопрос стоит очень серьезно. По сути, всем инвалидам нужны водительские права. Автомобиль — острая необходимость.
По словам председателя местного общества инвалидов, раньше существовал закон, по которому транспортные спецсредства выделялись инвалидам от областного министерства социальной защиты. Соответственно и обучение было привязано к этим льготам. Теперь же, по словам Владимира Владимировича, проблема переместилась с государства на плечи инвалидов.
Помнит времена, когда инвалиды получали государственные льготные автомобили «Ока» с ручным управлением и директор Реабилитационно-технического центра по обслуживанию инвалидов Александр САМИЛКИН. «На базе нашего центра мы проводили ремонт таких автомобилей, когда это было разрешено законом. Готовили водителей-инвалидов непосредственно от министерства соцзащиты населения. Существовал отдельный учебный комбинат. В последние годы «Оку» с производства сняли, как бесперспективную машину», — говорит Александр Михайлович.
Сегодня для нужд инвалидов переоборудуют, как правило, «классику» — ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Но выпуск таких машин довольно ограничен, поэтому даже на заводе-изготовителе эти автомобили — в дефиците.
В министерстве социальной защиты населения Амурской области разводят руками. И не их вина в том, что с 2005 года автомобили исключили из перечня технических средств реабилитации инвалидов. Такое решение было принято на федеральном уровне и местные структуры должны подчиняться закону.
Кроме того, до этого времени инвалиды, желающие обучаться вождению, проходили специальную медико-социальную экспертизу и получали допуск. Но с того же 2005 года такое освидетельствование не проводится. А без него ни один физически ограниченный гражданин не может водить автомобиль.
По словам заместителя министра социальной защиты населения Амурской области Евгения СТЕПАНОВА, инвалиды, желающие пройти обучение и получить водительское удостоверение, обращаются в министерство редко. В нынешнем году обращений пока не было. За прошлые два года к чиновникам обратилось всего 2 человека. Если брать статистику прошлого, то в 2003 году 50 инвалидов, которыми были поданы заявления, прошли обучение на управление автомобилем. Но вот за период с 2004 по 2010 годы курсы не проводились.
Решением вопроса с дефицитом автомобиля в автоконцерне ВАЗ мог бы стать процесс переоборудования автомобиля под инвалида. Это дешевле, чем покупать авто целиком. Но, как поясняют в амурском ГИБДД, ручное или какое либо-другое устройство управления, альтернативное педалям, должно соответствовать марке автомобиля и изготовлено заводом, с конвеера которого выпустили «железного коня». Иначе разрешения в Госавтоинспекции не получить.
Но даже если инвалиду и достанется такое оборудование, оплатить за него придется из своего кармана — «выплата компенсации, в случае приобретения либо переоборудования инвалидом транспортного средства, действующим законодательством не предусмотрена», — констатируют амурские чиновники.
Инвалиды Амурской области, кому правдами и неправдами удалось заполучить «инвалидку», говорят: «Ездить на автомобиле, где на руки водителя приходится множество функций — переключение передач, выжим сцепления, управление тормозом и газом, плюс, включение поворотников и других вспомогательных приспособлений, — очень сложно». Поэтому кому позволяет здоровье и средства, «пересели» на коробку «автомат». Но переделывать иномарки под инвалида, пока никто не пытался. Да и разрешение на такой эксперимент вряд ли кто выдаст.
***
А что тогда прикажете делать, если инвалид хочет ездить на таком же автомобиле, на которых ездят обычные люди, будь то изделие российских автопроизводителей или иномарка? Чиновник ответит, что ничего. И еще обязательно упомянет, что на местном уровне решить ничего нельзя, мол, федеральный центр «обрубил» финансирование, и все тут.
Не поспоришь! Конечно, готовых версий современных автомобилей для людей с ограниченными способностями в автосалонах не встретить. Но вмешаться в конструкцию транспорта для адаптации управления под инвалида все же возможно. Причем, легально.
Специалистами одной из фирм Серпухова разработано и протестировано устройство, позволяющее управлять автомобилем только руками. Данное устройство устанавливается на абсолютно любой автомобиль. В конструкцию автомобиля при этом не вносится никаких изменений, устройство ручного управления можно в любой момент демонтировать и использовать автомобиль в обычном режиме.
Стоимость такого рода изобретения вместе с установкой около 9 тысяч рублей. При этом, как рассказали сотрудники фирмы, специализирующейся на инвалидной тематике, несложный агрегат можно заказать по почте. Как нам пояснили, на месте установить его сможет любой автомеханик.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.