По известному благовещенцам спектаклю «Мадама, или Сага о восточном Париже» планируется снять фильм. Это драма, основанная на реальных событиях. История создана драматургом, писателем и сценаристом Игорем Афанасьевым на основе очерков амурского журналиста Александра Ярошенко. Сценарием заинтересовался известный всем режиссер Владимир Бортко и выразил готовность заняться съемками кино. Но пока на выполнение проекта, требующего порядка 2,5 миллионов долларов, не хватает средств.
По известному благовещенцам спектаклю «Мадама, или Сага о восточном Париже» планируется снять фильм. Это драма, основанная на реальных событиях. История создана драматургом, писателем и сценаристом Игорем Афанасьевым на основе очерков амурского журналиста Александра Ярошенко. Сценарием заинтересовался известный всем режиссер Владимир Бортко и выразил готовность заняться съемками кино. Но пока на выполнение проекта, требующего порядка 2,5 миллионов долларов, не хватает средств.
Вспомним былое
— Дальний Восток — это часть России, а о нем ничего нет на экране российского телевидения — это обидно, — считает главный режиссер Амурского театра драмы, автор пьесы и постановщик спектакля Игорь АФАНАСЬЕВ. Именно с этой мысли и началась работа над сценарием...
...В основе сюжета драматическая судьба всей русской эмиграции, потеря, которую понесла Россия. В жанре саги о семье Федоровых-Селигеевых представлен целый исторический пласт, включающий судьбы и характеры нескольких поколений, события от Великого Октября до 80-х годов 20 столетия. Влияние русских эмигрантов на культуру, жизнь, быт и взаимоотношения людей разных национальностей, формирование морально-нравственных ценностей в недрах русской эмигрантской диаспоры, трепетное сохранение русских национальных традиций на чужбине — в новой работе тема эмиграции из советской России в Харбин представлена с небывалой глубиной и пронзительной точностью.
В 1926 году в Харбине проживали 200 тысяч русских. Они не вернулись в Россию. «Конечно, когда мы говорим, что потеряли 14 миллионов человек в Гражданскую войну и 34 — в Великую Отечественную — цифры большие, — рассуждает Игорь Афанасьев. — Но если представить, что, к примеру, сегодня в Благовещенске живут 200 тысяч человек, и вдруг резко весь город исчезнет из истории... Страшно. В 1996 году, когда Александр Ярошенко приехал в Харбин, там оставалось всего 12 русских. Получается, каких-то 70 лет — и никого. А город ведь построен русскими, храмы стоят пустые, и русских попросту нет. Вот это основная суть истории. А по сюжету, — трагическая судьба двух мальчишек, которые росли вместе, а позже оказалось, что они сводные братья по отцу. Но судьба распорядилась так, что один ушел воевать на сторону красных, а другой — к немцам».
Пронзительность — в основе
Игорь Афанасьев родился в Приамурье в уже несуществующем ныне поселке Кравченко, что в шимановской тайге. Потом были десятилетия, прожитые в Киеве, работа в Национальном театре имени Франко, и без малого 15 лет работы в Нью-Йорке. Игорь Яковлевич появился в Благовещенске два года назад на фестивале «Амурская осень» — его спектакль «Варшавская мелодия-2» с Адой Роговцевой был включен Сергеем Новожиловым в программу фестиваля. Историю возвращения Афанасьева на Родину поведал Благовещенску «Альфа-канал», и начался новый отрезок жизни писателя и режиссера.
«Здесь я познакомился с Александром Ярошенко. Он показал мне свои записи о последней харбинской эмиграции, — рассказывает Игорь Афанасьев. — Саша очень сентиментальный, ранимый и душевный человек, а его записи просто пронзительны. Через месяц я написал киносценарий. Затем возник проект сотрудничества с театром драмы и гастроли в США, а затем директор амурского театра Татьяна Бедина пригласила меня стать главным режиссером театра и создать спектакль по написанному киносценарию».
Мечта «экранная»
Амурский зритель уже соскучился по драме. «Мадаму» актеры играли в Благовещенске 8 раз со дня премьеры, которая состоялась 13 мая. У присутствующих в зале постановка вызывала бурные эмоции и аплодисменты. Но автор верит, что «Мадама» предстанет и перед более широкой аудиторией. Он усиленно работает над вопросом, как воплотить мечту о съемках фильма в реальность. «У нас есть полностью готовый сценарий четырех серий телевизионного фильма. Хронометраж обычный серийный — 44-46 минут». У проекта уже есть и режиссер — Владимир Бортко, известный по таким работам, как «Тарас Бульба», «Петр Первый. Завещание», «Собачье сердце». Как рассказал нам Игорь Афанасьев, Владимир Владимирович уже читал «Мадаму» и с удовольствием экранизировал бы ее. Это не первая работа амурского сценариста с известным режиссером. 14-15 мая этого года по каналу «Россия» уже показывали их фильм «Петр Первый. Завещание». Владимир Бортко — режиссер, а Игорь Афанасьев — автор сценария этого фильма. Собственно, они рассчитывали на то, что после «Петра» начнут следующую киноработу — «Мадаму». Связаться с Владимиром Бортко нам не удалось. Как пояснил Игорь Афанасьев, режиссер не дает интервью по телефону — очень жесткий в этом плане. К тому же сейчас он за рубежом и вернется в Россию только в августе.
Мы хотели также узнать мнение Александра Ярошенко по поводу данного проекта. И с ним связаться не получилось. Журналист сейчас находится за рубежом.
Дело дорогое
Помимо идеи, сценария и даже режиссера, у проекта есть часть бюджета. Но сейчас в России идет «предвыборная пора», так что пока заинтересованным лицам не до решения вопроса о финансировании фильма. А бюджет его немалый. «Мадама» обойдется примерно в 2,5 миллиона долларов. Кино — дело дорогое, нужно будет открыть студию. Как признается режиссер, о составе актеров говорить еще рано. Но хотелось бы, чтобы в проекте приняли участие и амурские артисты. «В общем, мы потихоньку работаем над этим проектом. Ищем средства, пытаемся разговаривать с китайцами, встречались с ними, — говорит Игорь Афанасьев. — Данный вопрос назрел уже давно, и мне кажется, что здесь рано или поздно начнутся контакты на уровне кино и телевидения между Китаем и Россией. Именно здесь, ведь в Благовещенске, где есть сеть телевизионных каналов, город в этом смысле связующий». По словам Игоря Яковлевича, когда он писал такое перспективное предложение, речь шла и о том, чтобы Благовещенск стал местом, где бы дублировались российские фильмы на китайский, китайские — на русский, делались какие-то туристические, учебные программы, снимались документальные фильмы. «Здесь вообще много есть с чем работать, — поясняет Игорь Афанасьев. – И главное, что губернатор Приамурья Олег Кожемяко заинтересован в развитии региона и привлечении сюда туристических и культурных потоков».
Вне конкурса
В этом году во время кинофорума «Амурская осень» руководство хочет показать гостям фестиваля этот спектакль. Планируется, что спектакль продемонстрируют вне конкурса, так как он не антрепризный. Но интересен он будет практически каждому. Ведь для многих Китай — это Хэйхэ. А есть такой город, как Харбин, — это русский город. «Мне бы хотелось, чтобы все узнали об этом времени, — поясняет режиссер, — ведь никто не знает, сколько русских людей жили в 1926 году в Китае, и я не знал. Слава богу, нашелся такой человек, как Александр Ярошенко, который поднял эту тему, который написал замечательные очерки, а я уже от них оттолкнулся и создал драматическую историю».
Помимо проекта снять фильм по «Мадаме», у амурского автора и режиссера задумок на будущее очень много. «У нас для китайцев есть приличное количество предложений. Но о них мы пока не будем говорить. Придержимся известной пословицы «Хочешь насмешить Господа Бога — расскажи ему о своих планах», — подытожил Игорь Афанасьев».
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.