Шанхай: Шумахер не доехал

2 839

Корреспондент «Телепорта» Сергей Набивачев в середине апреля побывал на китайском этапе «Формулы-1». Удалось не только понаблюдать за самыми быстрыми гонщиками мира, но и погулять по Шанхаю.

«Королевские» гонки

В Шанхай мы с супругой ехали в составе тургруппы, поэтому нам не пришлось оформлять визу. Турфирма, организовавшая поездку, возит амурчан уже не первый год целенаправленно на «Формулу-1» в Китай. Но если в 2011-м группа состояла всего лишь из 7 человек, то нынче набралось более 30 любителей автогонок из Приамурья.  Путевка на одного человека стоила чуть более 27 тысяч рублей. В эту сумму были заложены транспортные расходы (в том числе выезды на некоторые экскурсии на автобусе), проживание в гостинице, завтраки.

Правда, дорога из гостиницы на автодром и билеты на гонки оплачивались отдельно.

Вариантов добраться до места проведения гонок было несколько: на автобусе, на такси и на метро. Мы предпочли последний вариант, поскольку такси или автобусами нас не удивишь. А вот шанхайское метро - это отдельная история, на которой подробнее остановлюсь  чуть позже.

Билеты на гонки стоили от 380 до 3280 юаней. Обладатели самых дешевых размещались на траве, а самых дорогих -  на главной трибуне прямо напротив гаражей и стартовой «решетки». Находясь еще в Благовещенске, мы купили билеты по 780 юаней каждый и наблюдали за гонками с трибуны «В». Отсюда было видно и стартовую прямую, и несколько первых поворотов трассы. По купленным билетам можно было попасть на автодром 14 и 15 апреля - на квалификацию и на саму гонку. Билеты на пятничные свободные практики, которые проходили 13 апреля, приобретались отдельно и стоили по 80 юаней. Зато в пятницу можно было зайти на любую трибуну.

В берушах и с биноклем

Перед входом на трибуны болельщиков встречали предприимчивые шанхайцы, которые предлагали купить «гоночные» вещи: беруши для ушей (штука на автодроме просто необходимая), различные кепки (дело вкуса), бинокли, пиво, зонтики, фотографии пилотов и многое другое. Также перед входом на автодром размещались палатки, где продавалась официальная атрибутика. Отдельные торговые точки были посвящены: командам «Макларен», «Мерседес», «Ред Булл», персонально Михаэлю Шумахеру. Малазийская команда «Катерхем», где выступает российский гонщик Виталий Петров, собственной торговой точкой представлена не была. Поэтому отыскать хоть какую-то атрибутику, связанную с Петровым, было трудно. После долгих поисков кепку с его фамилией найти все-таки удалось. Ее покупка обошлась в 400 юаней.

В пятницу мы воспользовались возможностью «гулять где угодно» и забрались на главную трибуну. Перед предстоящими квалификацией и гонкой команды обычно на практике знакомятся с трассой и настраивают болиды. Поэтому на тренировках суть происходящих на трассе событий малопонятна - кто-то едет по трассе, кто-то «колдует» над машиной в гараже. Пятница на «Формуле-1» - это, скорее, возможность для болельщиков осмотреться на автодроме, прочувствовать атмосферу предстоящих гонок, поглазеть друг на друга и, если повезет, увидеть кого-то из пилотов. Когда вдоль паддока прогулялся на своих двоих Шумахер, главная трибуна буквально взорвалась криками «Майкл, Майкл»…

На субботнюю квалификацию мы едва не опоздали, загулявшись по городу. Успели только на последние минут десять.

А когда мы пришли в воскресенье на саму гонку, нас изначально ожидал небольшой «облом». Трибуны были заполнены под завязку, и найти места, указанные в билетах, не было никакой возможности. Мы попытались было занять свободные сидения, но вскоре пришли обладатели этих мест - мексиканцы - и вежливо нас оттуда попросили. Тогда мы уселись прямо на ступеньках. Благо, предусмотрительно купили подушку и… Для себя усвоили урок: в следующий раз, когда поедем на «королевские» гонки, либо придем на автодром заранее, чтобы найти свои места, либо в пятницу или субботу выясним, где они находятся. Или вообще возьмем билеты на траву - и сравнительно дешево, и сиди (или стой) на любом из «травяных» секторов, где хочешь… Никакие мексиканцы тебя не выгонят.

Свидетели победы

Впрочем, когда начинается гонка, уже неважно, где ты сидишь - зрелище незабываемое и довольно шумное. Гран-при Китая началось с того, что Нико Росберг и Михаэль Шумахер устремились вперед, наращивая преимущество, а следом за двумя немцами - и все остальные. Правда, для Шумахера гонка оказалась неудачной - вскоре после своего второго пит-стопа он выкатился за пределы трассы и прекратил борьбу. В этот момент по трибунам прокатился вздох разочарования. Первое место занял Нико Росберг, который так никому и не уступил лидерства. Кстати, это была первая победа в его карьере. Так что мы, можно сказать, присутствовали на историческом для «Формулы-1» событии. Гонка пролетела незаметно: вживую она кажется гораздо короче, чем у телеэкрана. После ее окончания мы не сразу уехали с автодрома: спустившись с трибуны, стали фотографировать болельщиков - подвыпивших англичан, молчаливых финнов, танцующих бразильцев, немцев и других. Мелькал среди многообразия флагов и российский триколор. Многие из этой интернациональной братии устроили импровизированный пикник прямо на газонах, явно не торопясь покидать автодром. Уже на самом выходе с автодрома моей «второй половине» повезло - она встретила девушек из группы поддержки гонщика Себастьяна Феттеля и сфотографировалась с ними. От чего была несказанно счастлива.

Город в движении

Как рассказал нам гид нашей группы китаец по имени Саша, в Шанхае живет около 30 миллионов человек, что делает этот город одним из самых населенных мегаполисов в мире. Русских в городе живет около 150 тысяч человек. В основном они заняты в сфере бизнеса.

Первое, что бросилось в глаза, - город очень чистый. Найти мусор на тротуаре - задача непростая. Шанхайские урны состоят из трех секторов: для органических и неорганических отходов и для окурков. На шанхайских улицах постоянно работают уборщики. Любопытно, что за неделю, проведенную в Шанхае, животных на улицах мы видели очень мало. Пожалуй, только раз пять собак, выгуливаемых на поводке. Бродячие животные не встречались вовсе.

Дорожное движение в Шанхае заметно отличается от благовещенского. Здесь между тротуаром и проезжей частью часто есть еще узкая полоса для велосипедов и мокиков. На перекрестках владельцы двухколесного транспорта присоединяются к пешеходам.  Кстати, на мопедах ездят многие: и бабушки с маленькими внуками, и молодые девушки, и мужчины в пиджаках и при галстуке. Припаркованные велосипеды и мокики можно встретить практически повсеместно. Рядом с такими стоянками дежурят служащие в форме - «парковочные ассистенты».

Автомобилей на дорогах много. Говорят, бывают в Шанхае пробки, но мы их не видели. Движение по дорогам на автомобилях организовано не только на земле - в Шанхае встречается до пяти уровней развязок.

Шанхайцы, в отличие от многих благовещенцев, предпочитают не большие джипы (на них попробуй припаркуйся в таком густонаселенном городе), а компактные легковушки. Что интересно - в основном немецкого производства, а также китайские авто неизвестных мне марок. Какие-то другие машины, в том числе «японки» - в меньшинстве.

По словам гида Саши, ДТП в Шанхае случаются крайне редко. Я стал присматриваться к проезжающим авто на предмет следов перенесенных аварий, но за неделю так и не увидел ни одной трещины на стекле или царапины на кузове.

Шанхайская «подземка»

По городу мы передвигались либо пешком, либо на метро. Шанхайская «подземка» - не везде «подземка». Некоторые из 12 линий выходят на поверхность, и поезда едут на уровне примерно второго или третьего этажа. Шанхайское метро - довольно дешевый вид транспорта. Даже поездка на автодром (около 40 минут от «нашей» станции «Чжуньшан парк» с одной пересадкой) обходилась лишь в пять юаней с человека. Заплатить за проезд можно, либо купив многоразовую карточку в кассе, либо купив одноразовую карточку в специальном терминале.

Пользоваться метро нас научила немая шанхайская «помогайка». Судя по всему, тем она и зарабатывает на жизнь - подсказывает многочисленным туристам, как правильно купить билет. С терминалами самостоятельно разобраться не смогли. Тут-то и пригодилась помощь. Добрая китаянка, «на пальцах» объяснившая, что нужно сначала переключить язык интерфейса на английский, затем нажать на экране название станции назначения, выбрать количество пассажиров, а затем оплатить. После чего забрать карточки и сдачу. Когда мы получили свои карточки, китаянка показала записку на английском, суть которой сводилась к следующему: «я немая, я помогаю вам, а вы помогите мне». Преисполненные благодарности, мы отдали ей сдачу и отправились на поезд…

Станции метро в Шанхае чистые, даже самые отдаленные. Можно даже увидеть, как прилично одетые шанхайцы в ожидании чего-то сидят прямо на полу.

Несмотря на то, что пассажиропоток в шанхайском метро ежедневно превышает 7 миллионов человек, в «толкучку» попадать нам не доводилось. К тому же шанхайцы умудряются передвигаться как по улицам, так и в метро, не толкая друг друга. Если кто-то сильно торопится, он не будет расталкивать впереди-идущих. А если вы уступите дорогу кому-то торопящемуся, поднимаясь (или спускаясь) по лестнице или эскалатору, то вам, вероятнее всего, еще и «thank you» скажут. Не знаю, со всеми ли шанхайцы так вежливы, или только с туристами, но это явление сильно удивило. Все рассказы о гостеприимности, вежливости шанхайцев и их готовности прийти на помощь туристу на поверку оказались правдой. Пару раз местные жители к нам подходили, спрашивали, откуда мы. На набережной Вайтань девушки-китаянки, узнав, что мы из России, заявили «я тебя люблю» на русском. А когда мы искали торговую Нанкинскую улицу, нас после ответа на вопрос «Where are you from?» поздравили с праздником - это было как раз Христово Воскресение.

Бунд-набережная

За неделю мы успели посетить несколько местных достопримечательностей. Первым делом вместе со всей группой отправились на шанхайскую телебашню. Высотой она более 400 метров. Мы поднялись на смотровую площадку, что на высоте 263 метра, и полюбовались видами района Пудун. Шанхай с такой высоты больше похож на игрушечный макет. Поблизости от телевышки есть также один из самых высоких в мире небоскребов, в котором расположен международный финансовый центр. Среди русских туристов из-за специфических очертаний он прозван «открывашкой». Там также есть смотровая площадка, но мы туда подниматься не стали. Вместо этого отделились от группы и отправились в шанхайский океанариум. С тех пор, кстати, на экскурсии вместе со своими земляками больше не ходили, предпочитая изучать город самостоятельно.

Посещение океанариума стоит 160 юаней с человека. Думаю, всем, кто впервые приедет в Шанхай, посетить это место нужно обязательно. Рассматривая морских обитателей со всего мира, можно потратить весь день. Акулы, проплывающие над головой, морские котики на расстоянии вытянутой руки, медузы, крокодилы и так далее - зрелище незабываемое.

Не могли не посетить и набережную Вайтань, которая считается визитной карточкой Шанхая. Еще ее называют английским словом «Бунд», которым в колониальные времена обозначали набережные азиатских городов. На Вайтане - множество старинных домов, построенных в 19-м - начале 20 веков. Из-за многообразия архитектурных стилей эту часть города называют «музеем мировой архитектуры». Сейчас в зданиях расположены банки, отели, консульства (в том числе и российское), представительства зарубежных компаний. А на другом, восточном берегу реки Хуанпу - Пудун с его телевышкой и «открывашкой». Вид с Вайтаня на этот район открывается красивый.

Настырный полисмен

Между тем, прогуливаясь по набережной, впервые увидели в действии шанхайских полицейских. Было это довольно забавно. Пожилая китайская пара фотографировалась на фоне старинных зданий Бунда. Чтобы получить ракурс получше, фотографируемый забрался ногами на бордюр. Это заметил полицейский, который начал свистеть, и направился в их сторону. Когда он подбежал, туристы и не подумали спускаться. Объяснили, судя по всему, что-то вроде «мы только один кадрик сделаем и дальше пойдем». Полицейский разрешил. Они сделали снимок, пошли дальше. У следующего приглянувшегося здания повторили маневр. Полицейский снова засвистел, снова побежал им объяснять, что забираться ногами на бордюр нельзя. На сей раз дожидаться его не стали - сфотографировались и не спеша пошли дальше… Стражу порядка еще несколько раз пришлось доставать свисток и в общей сложности пройти вслед за этими любителями фотографироваться метров триста. Вообще, полицейских в Шанхае можно встретить довольно часто. Возможно, именно поэтому в городе невысокая преступность. Человека в форме мы встретили даже у входа в парк, куда решили пойти вечером прогуляться. Он предупреждал прохожих, что парк уже закрыт… По-настоящему в деле шанхайских полицейских довелось видеть один раз - человек пять в окружении толпы простых шанхайских зевак скручивали какого-то преступника возле одного из торговых центров.

Гармония без туристов

Побывали мы из любопытства и на торговой пешеходной Нанкинской улице. Она считается «улицей номер один» в Китае. Если честно, не слишком впечатлила - просто много торговых центров. Зато, возвращаясь с нее на станцию метро, подсказали какому-то туристу-европейцу, как пройти на набережную Вайтань. Он, кстати, признал в нас русских и попрощался на нашем родном языке.

Гораздо больше шоппинга нас ожидало, когда мы попали в Старый город, все здания в котором выполнены в старинном китайском стиле. Хотели всего-навсего попасть в сад Юй Юань, который находится в центре этого района, а в результате накупили множество сувениров - от магнитиков на холодильник до собрания изречений Мао Цзэдуна на русском языке. Самый интересный сувенир, пожалуй, - это фанерные медальоны в виде панд, на которых китайский умелец выжег наши имена иероглифами. Правда, в его справочнике имени Сергей не оказалось, поэтому пришлось остановиться на французском варианте - Serge.  Пока он работал, его сосед, торговец музыкальными товарами, смекнул, что мы русские, и начал играть «Катюшу» на каком-то странном духовом инструменте - что-то вроде фарфоровой лягушки с дырочками. Его игру мы оценили, но покупать «лягушку» не стали. Добравшись, наконец, до сада Юй Юань, мы должны были погрузиться в атмосферу гармонии и покоя. Красивые беседки, мостики, павильоны, водоемы с рыбками и прочие элементы китайского садового зодчества должны настраивать на созерцательный лад. У нас настроиться получилось не очень - слишком уж много туристов  в этом саду. Ни о каком покое и гармонии речи не шло. Хотя сад красивый, спору нет. Гораздо более расслабляющим местом оказался шанхайский зоопарк. Посетителей тут не меньше, зато зоопарк очень большой. Пока пройдешь среди бамбуковых зарослей от одного животного к другому, успеешь и расслабиться, и о смысле жизни подумать. Тем более, что птицы вроде журавлей, уток и пеликанов размещены вовсе не в клетках, а в водоемах. Наблюдаешь за ними почти, как в естественной среде. Главным «хитом» зоопарка, конечно, являются гигантские панды. У вольеров с ними всегда ажиотаж и восторженные детские крики. Другие панды, красные, почему-то не так популярны. Хотя, по-моему, тоже весьма симпатичные зверушки.

***

Нам удалось побывать не везде, где хотелось бы. Просто не успели физически. Так и остались без нашего внимания Храм Нефритового Будды, научно-технический музей, ботанический сад. Также я хотел посетить какой-нибудь футбольный матч местной команды «Шанхай Шеньхуа» - за нее нынче играет знаменитый француз Николя Анелька, который постоянно «мелькает» на шанхайских спортивных телеканалах. Мы не успели покататься на поезде на магнитной подушке - «маглеве» - и на катерах по Хуанпу. Значит, есть повод вернуться в Шанхай снова.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости