Коммунальщики «выбивают» долги при помощи коллекторов

3 478

Жители областного центра Приамурья обеспокоены деятельностью коллекторских агентств, взимающих долги с потребителей от лица коммунальщиков. В почтовых ящиках горожане стали обнаруживать письма от коллекторов о задолженности, которая давно погашена, и предупреждения об отключении в случае неуплаты. В «новшествах» сферы ЖКХ и законности требований разбирался корреспондент «Телепорта».

В областном центре Приамурья коммунальщики прибегли к своего рода «ноу-хау» — теперь от лица сбытовой компании долги с некоторых благовещенцев «выбивают» сотрудники коллекторских агентств. Вернее, потребители получают уведомления от коллекторов о просроченной задолженности. Деятельность агентств по возврату долгов прямо-таки озадачила горожан.

Между тем в нашей стране до сих пор нет закона о коллекторской деятельности, в котором бы прописывалось, какими методами коллекторы могут пользоваться, а какими — нет, и какие долги они имеют право взыскивать.

«Письма счастья»

В январе этого года некоторые благовещенцы вместе со счет-квитанциями за «коммуналку» получили странные письма.

В уведомлении правовая организация, действуя от лица «Амурских коммунальных систем» (АКС), предлагает должнику в течение трех-пяти дней с момента получения предупреждения оплатить имеющуюся задолженность, либо заключить соглашение о рассрочке. В случае неоплаты и отказа от сотрудничества жильцам «обещано» принудительное взыскание долга через суд и связанные с этим дополнительные расходы. И коммунальщики оставляют за собой право отключить должника от коммунальных услуг, сказано в письме.

Получательница одного из таких «писем счастья» обратилась к нам в редакцию. Девушка не платила практически год и задолжала в итоге сумму, превышающую 20 тысяч рублей, однако оплатила долг в декабре 2011 года.

— В конце января обнаруживаю в почтовом ящике письмо, в котором от меня требуют оплатить долг в размере 10,8 тысячи рублей, — показывая квитанции, говорит Анастасия. — Причем требования предъявляет не «АКС» или «Энергокомфорт „Амур“, а неизвестная мне фирма. Мало того, что такого долга у меня не было, да еще и к письму была приложена пустая платежка, на которой нет ни моего имени, ни суммы долга — одни пустые клеточки. Еще в счет-квитанции была указана обслуживающая организация, которая никогда не участвовала в управлении нашим домом. А реквизиты банковского счета, на который нужно внести долг, не совпадают с теми, что указаны в официальных платежках коммунальщиков.

«Лишние руки»

Аналогичное письмо получила и соседка Анастасии по лестничной площадке. Только здесь были указаны все личные данные, а в квитанции — реальная сумма задолженности. Посоветовавшись, девушки решили, что это махинации очередных мошенников: „Наверняка рассылают письма наугад. Может, кто-то и оплатит“.

В АКС нашему корреспонденту пояснили — задолженность жителей перед коммунальными службами на 1 января 2012 года составила 916,7 миллиона рублей. Потому коммунальщики ищут новые способы возврата своих денег. В том числе и благодаря акции «В Новый год — без старых долгов», в рамках проведения которой сумма долга несколько снизилась. В декабре 2011 года цифра превышала 1,64 миллиарда рублей.

Для работы с таким количеством должников у коммунальщиков не хватает людей и средств: для каждого потребителя необходимо подготовить письмо-уведомление, отослать его, а затем проследить, прошла ли оплата долга или нет. Коллекторы выполняют функции, своего рода, дополнительных рабочих рук.

В пресс-службе АКС нас заверили, что деятельность коллекторских агентств от их лица законна. С коммунальными службами в Благовещенске сотрудничают только две фирмы („АВД“ — агентство по возврату долгов» и «ИнБГ-Право»), специализирующиеся на взыскании просроченной задолженности. «Кредитная инспекция долги ни с кого не выбивает. Специалисты встречаются с должниками и пытаются решить этот вопрос», — говорят в АКС. Вот только, как оказалось, коллекторы не совсем качественно выполняют порученную им работу.

— Уведомление, содержащее предупреждение об отключении, должно быть вручено лично должнику, — рассказала о принципах работы с должниками пресс-секретарь «Амурских коммунальных систем» Светлана СОЛОВЬЕВА. — Существует единственный законный порядок уведомления граждан в таких ситуациях. В свою очередь, собственник должен расписаться в получении уведомления. Только тогда в случае неуплаты потребителя могут отключить от коммунальных услуг. Брошенное в почтовый ящик уведомление можно расценивать как сообщение об имеющейся задолженности. Многие горожане, кто, например, сдает квартиру, могут и не догадываться, что их квартиросъемщики не платят по счетам. Не исключено, что сведения в уведомлениях коллекторов могут быть полугодичной давности. Списки должников с суммами долга передаются не каждый месяц. Коллекторы могут и не знать о полном погашении долга.

Коммунальщики говорят, что реквизиты, счета и адресат получения, прописанные в уведомлениях, верные. Платить по квиткам коллекторов можно безбоязненно — вносимые средства поступят на счет сбытовой компании «Энергокомфорт «Амур». К слову, если у потребителя возникли сомнения в части суммы задолженности, то он всегда может провести сверку в расчетно-кассовом центре, констатируют в АКС.

«Что касается пустых квитанций, которые рассылают коллекторы, то тут сказать пока ничего не могу. В последний раз пустые квитанции мы выпускали в ноябре именно перед акцией „В Новый год — без старых долгов“. Это были единоразовые квитанции, чтобы граждане могли погасить свои долги. В других случаях в квитанции должны быть вписаны реквизиты получателя средств (в нашем случае „Энергокомфорта“), личные данные жильца и суммы задолженности на период, в который составлялась платежка», — подчеркивает Светлана Соловьева.

Параллель с банками?

Между тем мнения юристов по поводу законности предъявляемых коллекторами требований разделились.

«Есть управляющая компания, есть жильцы. Появляется третье лицо — коллекторы, — говорит юрист Наталья Пригожева. — Она доверяет обработку личных данных, но жильцы согласия коллекторам не давали. Тем самым сбытовая компания нарушает права жильцов. Зачастую горожане работают с коммунальщиками напрямую».

В ситуации с передачей долгов жителей коллекторам нарушены сразу несколько статей закона «О персональных данных», считает Наталья Пригожева. У благовещенцев, чья личная информация попала в третьи руки без их на то согласия, есть основания обратиться в суд за компенсацией морального вреда, считают юристы. Однако это не снимет с них обязательств по оплате коммунальных услуг.

Другая половина правозащитников считает, что не стоит проводить параллель между гражданско-правовыми отношениями в сфере банковских услуг (откуда и пошла шумиха вокруг коллекторских агентств — прим. ред.) и отношениями, связанными с оказанием коммунальных услуг гражданам. «В случае уступки прав требования долга по оплате коммунальных услуг управляющая компания, или, как в нашем случае, сбытовая компания лишь передает свое право требования долга за предоставленные услуги третьему лицу, и в этом смысле данный договор не влияет на права потребителя, связанные с предоставлением ему в дальнейшем коммунальных услуг надлежащего качества», — говорят благовещенские юристы.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости