В нашей стране спустя несколько лет всерьез заговорили о возрождении института военного духовенства. Между тем в Амурской области на добровольных началах уже более десятка лет поддерживает боевой дух военных один человек - отец Иннокентий (Бондаренко).
В нашей стране спустя несколько лет всерьез заговорили о возрождении института военного духовенства. Между тем в Амурской области на добровольных началах уже более десятка лет поддерживает боевой дух военных один человек - отец Иннокентий (Бондаренко).
Выпускник Дальневосточного военного училища (тогда ДВОКУ), офицер в отставке, отец Иннокентий (Бондаренко) является единственным в Приамурье представителем новой, вернее, хорошо забытой «старой» профессии военного священника. Его духовные подопечные - служащие авиадивизии стратегических бомбардировщиков «Украинка», которая дислоцируется в амурском поселке Серышево. Батюшка уже долгие годы проводит бого-служения, поддерживает новобранцев, общается с солдатами, с их семьями. Он живет жизнью части и переживает за все подразделение, молится за него.
- Отец Иннокентий, на втором в истории современной России сборе военного духовенства представителями Мин-обороны было озвучено, что на Дальнем Востоке откроют 45 должностей для военных священников. Сколько будет духовников в амурских частях?
- Комплектовать подразделения военными священниками будут в зависимости от потребностей самих военнослужащих. Забегая вперед, скажу, что в Приамурье есть базы, где военнослужащие требуют православного священника уже сейчас. А откуда его взять? Это очень большой технический вопрос. Пока на Амурскую область целенаправленно не выделили штатных должностей. Чтобы вы понимали: на каждую единицу будут выделяться средства от Министерства обороны. Но и, конечно, к штатным сотрудникам будут предъявляться требования.
- Должен ли священник при части иметь военное образование?
- Желательно, чтобы это был офицер запаса или хотя бы прошедший службу в рядах армии. Это не мое требование. Ну, хотя бы для того, чтобы священнику не пришлось рассказывать некоторые нюансы военной службы. Он должен прекрасно понимать, чем они дышат, живут. Военным людям будет проще общаться с духовником, которому не надо объяснять, что такое устав, почему ходить нужно так, а не по-другому, почему квадратное необходимо катить, а круглое - носить (улыбается).
- А военные психологи на авиабазе имеются? Их обязанности с обязанностями военных священников не совпадают?
- По штату, на авиабазе 4 психолога. Несмотря на то, что мы в одной структуре работаем (управление по работе с личным составом), их деятельности я не касаюсь. Здесь не нужно путать. Отличие в том, что есть моменты, о которых военно-служащие не могут рассказать даже психологу. Священник совершает богослужение, исповедь, причастие, общается с солдатами, с их семьями. Солдат идет к батюшке поделиться сокровенным, зная, что дальше его признания не пойдут. Все остается на уровне таинства исповеди. Тем не менее с психологами мы общаемся - иногда спрашиваем друг у друга совета.
- Военный священник, чисто юридически, он кто для военной части?
- Помощник командира по работе с верующими военнослужащими. Очень важно подчеркнуть, что не только с православными верующими, а именно с верующими. По долгу службы военному священнику необходимо работать с представителями разных религий. Военный священник - не заместитель, но его задача - помогать командиру, чтобы служивая братия была в боевом духе.
- А в чем боевой дух заключается?
- Есть слова Иоанна Богослова: «Нет больше той любви, кто отдаст душу за други своя». Современная практика показывает, что многие военнослужащие не способны отдать жизнь за Отечество. Пожертвовать собой ради жителей страны. Людям военным не хватает благодати. К слову, это характерно не только для современности. Даже многие древние христиане не могли этого сделать. Воину не к лицу такое поведение. Воинский долг - он жертвенный, как материнский и отцовский - то есть ты ничего не требуешь взамен от того человека, которому ты отдаешь свое время и ради которого, если нужно, - жизнь.
- Есть вещи, которые запрещены военному священнику?
- Не лезть в дела командира, не путаться при военных действиях. Заниматься своим делом. Мое дело – помощь тем, кто духом дрогнул. Помощь раненым и, в зависимости от ситуации, помощь тем, кто переходит в мир иной.
- У военного священника авиабазы жалованье большое?
- Точно не скажу, но 20 тысяч будет.Для меня как для монашествующего священника эти деньги не лишние. На эти деньги, например, я недавно съездил на учебу в Московскую духовную семинарию. Сдавал сессию. К слову, раньше и этого довольствия не было. Мы делали то же самое, что и штатный военный священник, но денег за это не платили. А как быть в таком случае семейным священно-служителям, тем, у кого по три-пять детей?! Они же не ангелы и духовной пищей питаться не могут. Сейчас все вопросы, касающиеся жалованья военного священика, прорабатываются. Планируется, что платить будут от Министерства обороны.
- Про священников, служащих, например, в частях десантных войск, рассказывают удивительные вещи – говорят, многие из них принимают участие в учениях и прыгают с парашютом. Вы на авиабазе используете подобный вид духовной поддержки?
- Мне сказали, нужно для начала похудеть на 20 килограммов (смеется). Но пока у меня этого сделать не получается. Опыт парашютизма на моей «военной рясе» уже есть. Что насчет сегодняшней подготовки, то ко мне однажды подошел один военнослужащий и сказал, мол, батюшка, не стоит это делать. Поэтому я и не рвусь. Но вообще, для военного священника, думаю, было бы подспорьем. Мое личное мнение: есть узкоспециализированные подразделения, где для военного священника принимать участие в учениях и подавать пример другим - это необходимая обязанность. А насчет парашютизма в православии есть такое мнение: зачем Бога искушать?!
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.