Меда столько, что не съесть...

4 899

Цены на мед в этом году вырастут в среднем на 20-70 рублей. Прошлогодний медосбор был лучшим за последние 20 лет, нынешний медовый урожай будет поменьше, однако, амурчане и его не могут съесть, сетуют пасечники. Пчеловодство, как перспективное направление бизнеса, в Приамурье упирается в узкий рынок сбыта.

Пчелы могут «приносить» деньги

«Мед может быть выгодным бизнесом», - говорят амурские пасечники. Фрида Александровна занимается пчелами не первый десяток лет. Затрат и усилий он требует немного. Первое пчелиное семейство они с мужем не купили, а самостоятельно поймали и поселили в сделанный собственными руками улей. Уход за пчелами прост и, главным образом, состоит в том, чтобы в два медоносных месяца ограничить процесс роения. Тогда основная деятельность «жужжащего» семейства направляется на заготовку меда. Если год выдался неурожайным, полосатое хозяйство подкармливают сахарным сиропом. Киллограмм сахара кипятится с 2 литрами воды, а потом ставится в улей.

В центральной России, где морозы помягче, пчелы могут зимовать прямо на улице. В Приамурье пчел на зимовку укрывают в деревянном сарае - омшаннике.

В медоносный год с одного улья можно накачать почти 40 литров меда. Стоит трехлитровая банка полезного лакомства 700 рублей. «Это недорого, - говорит пасечница, - со сбытом проблема, мне уже больше 70 лет, а деда моего уже нет. Возить далеко на продажу не на чем и некому, а селяне - народ небогатый. Вот и решила продать пчел вместе с ульями и медом».

Стоит пчелосемья вместе с ульем и заготовками меда на зиму около 3 000 рублей. Тому, кто сможет сбывать приобретение окупится моментально. Причем прибыль будет стабильная ежегодно. Ведь даже если год «неурожайный», без меда пасека не останется, а цены в этом случае намного выше.

С проблемой реализации сталкиваются многие владельцы пасек. У Александра Даниленко на пасеке в Серышевском районе больше 50 ульев. Даже в «неурожайный год» хватает и своей семье, и на продажу. Александр Даниленко реализует лакомство в северных районах Приамурья - Зейском и Тындинском. Говорит, что своего меда из-за продолжительных холодов там нет, потому и конкуренция практически отсутствует.

«Несъедобная» прибыль

Продавать мед зачастую тяжелее, чем добывать, сетует пчеловод. «Меда Амурская область производит гораздо больше, чем требуется нашим жителям. Возить в другие районы могут далеко не все. Тут стоит выбор — работать на пасеке или продавать. А наемные продавцы и перекупщики зачастую зарабатывают на продаже меда в разы больше, чем те, кто в течение года ухаживает за пчелами. «Нашим медом неоднократно интересовались корейцы, японцы и китайцы, они предлагают очень хорошие цены, но продавать мед за границу запрещено российским законодательством», - говорит Александр Даниленко.

По мнению пасечников, проблему могли бы решить заготовочные станции на территории области, но их нет. Мед у пасечников закупают отдельные магазины, но их единицы.

К тому же занимаются медовым бизнесом чаще всего пенсионеры, которым проблематично выезжать куда-то, чтобы продавать свою продукцию. Вот и получается, что пришло время качать новый мед, а прошлогодний все еще стоит. Бывает, что даже свободной тары у людей не находится. По этой причине многие продают пасеки.

«На население нашей области меда мы производим намного больше, чем потребляем, получается, что везти в тот же Китай, с минимальными затратами  нельзя, а до Москвы всю прибыль «съедят» транспортные расходы. Получается заколдованный круг», - продолжает пчеловод Александр Даниленко.

На территории Благовещенска работает магазин пчелопродуктов. Его владелица Марина Шалашнова говорит, магазин принимает мед у частников,  но около 60% образцов продукции, выбраковывается, так как не соответствует требованиям качества. По закону о пчеловодстве, принятому в Амурской области год назад, пчеловоды весной должны сдавать на обследование пчел, а в конце лета мед. «Многие частники, которые работают с нами, вовремя проходят все положенные процедуры, и их мед мы успешно продаем. Но много тех, кто в погоне за количеством, а не качеством, предлагает незрелый мед. В нем больший процент влаги, и эта продукция не способна храниться положенный срок — 2 года. Тем, кто говорит о проблемах реализации, я бы советовала больше внимания уделять качеству продукции».

Какого меда ждать?

Амурские медоносные растения не балуют разнообразием, зато любителей нашего меда можно встретить в Якутии, и даже в Москве. Александр Даниленко говорит, что многие амурчане, которые переехали жить в центральную часть России, специально заказывают себе гречишный мед. А вот липовый для Амурской области - явление редкое. Его качают только в Архаринском районе. Не меньшей популярностью у амурских сладкоежек пользуются и другие разновидности меда из Архаринскиго района. Заповедная зона (на территории района находится Хинганский заповедник) редко горит, да и экология здесь лучше, чем во многих других местах. Все это сказывается на вкусовых качествах.

Еще здесь собирают мед серпухи. На медовом рынке продукт из этого растения - своеобразная визитная карточка Амурской области. Неискушенным сладкоежкам на рынке часто под видом липового меда продают мед из зубчатки. Его отличительная особенность - абсолютно белый цвет, (именно он позволяет выдавать его за липовый), а еще этот мед практически не кристаллизуется. Если поставить рядом миску с медом «зубчатки» и миску со сгущенкой, их можно спутать.

Основные разновидности меда, который качают в Амурской области, - это гречишный и цветочный. Засевать луга специальными медоносами в Приамурье не принято - слишком непредсказуемая погода не позволит предугадать, какое растение даст самый обильный нектар. Один улей за сезон производит несколько сортов меда. Например, если было достаточно влаги с весны и хорошо зацвел одуванчик - пчелы вырабатывают одуванчиковый мед. Еще раньше цветет верба. Тогда нектар и пыльцу пчелы несут с вербы, потом с одуванчика. Правда, в этом году весна выдалась бедноватой на мед из-за засухи, говорят пасечники.

Самый активный медосбор в нашем регионе начинается в августе. Если погода была хорошей в июне, качают клеверный и одуванчиковый мед. Еще один продуктивный медонос - подсолнечник. Такой мед легко отличить по очень крупным кристаллам.

Медовые сюрпризы

Покупая мед на рынке, можно ожидать неприятных сюрпризов:

«Распущенный» мед - это мед прошлогоднего урожая, который выдают за свежий. Для этого его растапливают, а при повышении температуры выше 40 градусов полезные свойства меда теряются. Распознать такой мед непросто, знатоки уверяют, что у него появляется привкус карамели.

«Липовый» мед - спрос на липовый мед никогда не падает, а производится его в нашей области совсем немного, вот и пытаются недобросовестные продавцы «впарить «липу»неискушенным сладкоежкам. Чаще всего - это мед из зубчатки (второе название медоносной травки «синявка»). Его отличительная особенность - абсолютно белый цвет, (именно он позволяет выдавать его за липовый), а еще этот мед практически не кристаллизуется. Если поставить рядом миску с медом «зубчатки» и миску со сгущенкой, их можно спутать. Такой мед тоже хороший, только не липовый он. Если вам знаком вкус настоящего липового меда, то подлог легко обнаружится при дегустации.

Еще один сюрприз - незрелый мед. Его можно определить по неравномерной, слоистой структуре. Например, засахаренный, светлый на дне, в середине жидкий, темный и почти водянистый сверху - такой мед не будет долго храниться и быстро забродит.

Селекцией у нас не занимаются

Существуют разные породы пчел, например, кавказская, среднерусская и так далее. Но по словам пасечников, в Приамурье нет конкретной породы, так как селекционная работа практически не ведется. В определенной местности, как правило, живут те пчелы, которые наиболее приспособлены к данным климатическим условиям. Носить они будут тот мед, какое растение сейчас цветет с наибольшим выделением нектара и пыльцы. Даже если на одной пасеке поставить несколько ульев с разными породами пчел, а цветет, например, гречка, то все они будут носить гречишный мед. Есть небольшие различия, например, у кавказских пчел хоботок чуть длинее, и они могут брать мед с таких цветов, у которых удлиненный цветонос, то есть нектар находится глубоко в цветке. Чистая порода среднерусской такой нектар взять не сможет. 

Мед смешивается в сотах

Смешаться мед из разных растений может в улье. Например, зацвел одуванчик, сота не наполнилась. Пчела не будет разделять по принципу: в эту соту я откладываю один мед, в ту - другой. Есть понятие мономед, есть полимед. Если какой-то медонос обильно резко цветет, выбрасывает много нектара, пчела принесет его достаточно и запечатает соты, тогда можно будет сказать, что это мономед. Абсолютно чистый мед бывает редко. Даже в случае, когда говорят например об одуванчиковом меде, в нем допускается примесь других растений до 30%. Климатические особенности Дальнего Востока редко позволяют получить мономед. Ну а если говорить о смешивании разных сортов зрелого меда людьми, он не испортится и не потеряет своих свойств. Смешение отразится только на вкусе. А вот определить зрелый мед или нет, может только пчела. Для владельцев пасек, сигналом к тому, что пора качать, становятся запечатанные соты.

Пчел продают на вес

Чтобы определить количество пчел в семье их... взвешивают. Зная приблизительный вес одной пчелы, от 0,5 до 1 грамма, семейство в улье помещают на весы, потом отнимают вес «домика», делят на вес пчелки. Размер пчелосемьи определяется размером улья. Есть «домики» на 6 рамок, 12 и 24.

Цены на мед

В Благовещенске литровая банка меда нового урожая стоит в среднем 200-250 рублей, в Серышево владельцы больших пасек продают его по 260 рублей. В северных районах области, Зейском и Тындинском, стоимость киллограмма меда колеблется от 300 до 400 рублей.

Фото Натальи Даниленко

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости