Изменилось законодательство об индивидуальных приборах учета, где теперь четко прописано, что вводиться в эксплуатацию они должны без взимания платы. Поправки вступили в силу с 1 октября, а в Амурской области некоторые коммунальщики уже ищут, под каким предлогом все равно взять деньги.
Изменилось законодательство об индивидуальных приборах учета, где теперь четко прописано, что вводиться в эксплуатацию они должны без взимания платы. Поправки вступили в силу с 1 октября, а в Амурской области некоторые коммунальщики уже ищут, под каким предлогом все равно взять деньги.
Напомним, что по всей России и в Амурской области в частности владельцы индивидуальных приборов учета водоснабжения при вводе устройства в эксплуатацию вынуждены платить за пломбу. Как отмечают специалисты амурского управления Роспотребнадзора, подобные требования коммунальщиков не всегда обоснованы. Итак, чтобы у вас начали принимать показания индивидуального счетчика, нужно ввести его в эксплуатацию. Это означает чисто формальную, можно сказать, «символическую» процедуру, практически, ритуал, который означает, что коммунальщики про ваш счетчик знают и будут принимать его показания. Иногда в рамках этих мероприятий коммунальщики производят пломбировку места установки прибора (не путать с пломбой самого счетчика). И берут за это деньги. Насколько это законно, закон прямо не говорит. Поэтому и приходится судиться специалистам по защите прав потребителей и самим потребителям с одной стороны баррикад и коммунальщикам - с другой.
Вступившее в силу с 1 октября нововведение, касающееся приборов учета, говорит: «ввод приборов учета исполнителем в эксплуатацию осуществляется без взимания платы» - раньше это четко прописано не было. И еще есть пункт, который отмечает, что при вводе в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены или поверки, опломбирование производится без взимания платы, кроме случаев, когда пломба нарушена по вине потребителя или третьих лиц.
Казалось бы, все ясно и понятно, но... В законе, если читать его дословно, речь идет как раз про пломбы на счетчике, а не на месте его установки. Вообще-то говоря, про пломбирование мест установки нигде ничего не сказано, и человек не обязан это оплачивать. Потому что обычному потребителю этот кусочек металла не нужен совершенно. В то же время коммунальщики, если желают, могут производить опломбировку, но только за свой счет.
Амурское управление Роспотребнадзора судится по этому поводу с коммунальными компаниями. Два дела в защиту конкретных людей уже выиграны, 6 находятся на рассмотрении. Еще несколько дел в отношении коммунальных компаний выиграны в защиту неопределенного круга лиц, то есть созданы прецеденты для клиентов этих фирм, которым, чтобы вернуть необоснованно взятые с них деньги, теперь ничего в суде доказывать не нужно - достаточно приложить к заявлению предыдущее решение суда. Кстати, коммунальные компании, в отношении которых приняты подобные решения, находятся не только в Благовещенске - есть прецедент и в Свободном. Был также суд по поводу райчихинской фирмы, но здесь он до логичного завершения не дошел ввиду того, что компания прекратила свое существование.
С изменением законов изменяют тактику и управляйки, которые умудряются-таки брать деньги при введении приборов учета в эксплуатацию за... в общем, каждый раз по-разному. Так, одна из благовещенских фирм при проведении совершенно бесплатной по закону процедуры ввода счетчика в эксплуатацию берет 80 рублей «за выезд специалиста» и 50 рублей «за составление акта». При этом в суде говорят: «Мы же не за ввод в эксплуатацию берем». Впрочем, 130 рублей - не такие страшные деньги. Некоторые умудрялись за пломбы брать по 1200 рублей.
Как отмечают специалисты, когда с вас пытаются взять деньги при вводе в работу счетчика, есть два пути. Оба довольно хлопотные. Первый - заплатить деньги, взять чек (чтоб там было четко прописано, что деньги взяты за пломбу или еще за что-то, а то в суде представители коммунальных компаний требуют это доказать), потом написать заявление в фирму с требованием возврата необоснованно взятых с вас денег. А потом, если коммунальщики свою неправоту не признают, то писать заявление в контролирующие органы - прокуратуру, Роспотребнадзор, жилищную инспекцию. Кстати, на сайте амурского управления Роспотребнадзора можно найти (в разделе «Защита прав потребителей») примерный образец заявления.
Есть и второй путь. Не платить принципиально «за пломбу», «за вызов специалиста» или что-то еще. Никто вам по этому поводу никаких претензий не предъявит. Просто, если вам не введут прибор в эксплуатацию, то и будете платить по нормативам. И потом доказывать в судах, что с вас неправильно берут деньги за коммунальные услуги. Можно выиграть судебную тяжбу, а можно и проиграть.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.