Наш земляк, амурчанин, Иван Абрамов отстаивает права дальневосточников в Госдуме. О том, что за это время удалось сделать и что еще предстоит, в интервью поделился сам депутат.
Наш земляк, амурчанин, Иван Абрамов отстаивает права дальневосточников в Госдуме. О том, что за это время удалось сделать и что еще предстоит, в интервью поделился сам депутат.
- Иван Николаевич, вы в свое время были депутатом Заксобрания Амурской области. Здесь много и успешно занимались проблемами исключительно ее жителей. После избрания в Госдуму такая тесная связь с областью, с избирателями не размывается? Все-таки федеральный уровень, множество других вопросов.
- Всегда исхожу из того, что в Госдуму я избран от огромного Дальнего Востока. И масштабы работы лучше сравнивать в другой плоскости. Правильно говорят, что большое видится на расстоянии. С одной стороны, в Думе действительно столкнулся с дополнительным пластом задач. С другой - и полномочия, и ресурсы, и возможности более широкие. Все это стараюсь использовать по максимуму в пользу амурчан. В статусе первого заместителя Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока я анализирую, например, то, что происходит в других областях, и их положительный опыт примериваю к Амурской области.
Когда меня называют именно «амурским депутатом» - это куда роднее и теплее, чем просто географически безликий статус «парламентария».
- Получается, разница только в объеме и масштабах работы?
- Я бы сказал, в интенсивности. В Заксобрании заседания проходят раз в месяц, а «котел» Госдумы «кипит» каждый день.
- Да, но и этому «котлу» нужно задавать нужную температуру. Как вам, к примеру, удается везде успевать - и в Москве все заседания посещать, и здесь с завидным КПД работать. Перелеты не утомляют?
- Во-первых, думский регламент предусматривает и законотворчество непосредственно в зале заседаний, и работу в регионе. Все можно успеть, если действительно стремишься улучшить жизнь земляков, знаешь их трудности, что называется, не понаслышке. Во-вторых, перелеты - часть работы любого депутата. Всем коллегам по парламенту приходится часть жизни проводить в воздухе. И здесь важно правильно расставить приоритеты. Кого-то ведь радует посещать какой-нибудь «велосипедный» Люксембург, весь размером с пару микрорайонов одного только Благовещенска, а мне ближе просторы огромной России. Знаете, когда в прессе читаю, что такой-то законопроект внесен «амурским депутатом Госдумы Иваном Абрамовым», то, поверьте, когда меня называют именно «амурским депутатом» - это куда роднее и теплее, чем просто географически безликий статус «парламентария».
- Кстати, о приоритетах. В последнее время Дальнему Востоку уделяется пристальное внимание. Создано даже отдельное министерство, обсуждается масса вопросов по демографической политике, промышленные проекты. Что мешало заняться этим раньше?
- Поправлю - все же занимались и очень даже активно, но долгое время исключительно силами парламентской оппозиции. Времени много было потеряно. Сейчас работа ведется, маховик постепенно раскручивается. Мы участвуем в совместных мероприятиях с Минвостокразвития, обсуждаем перспективные проекты и с министром Александром Галушкой, и с полпредом Президента в ДФО Юрием Трутневым.
- Успешно?
- Еще бы усовершенствовать работу Минэкономразвития, которое, по сути, тормозит реализацию основных пунктов программы ускоренного развития Дальнего Востока. О каком прорыве можно говорить, если финансирование госпрограмм в дальневосточных субъектах существенно ниже, чем в среднем в других регионах страны? Все это я озвучивал главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву. Он согласился, что методика расчета госпрограмм в отношении Дальнего Востока требует корректировки.
- На уровне законодательства в этом направлении есть подвижки?
- Конечно. Буквально несколько недель назад я внес на рассмотрение Госдумы законопроект о снижении налогов для Дальнего Востока. Суть его в том, чтобы позволить субъектам ДФО самостоятельно принимать законы, регулирующие налоговые ставки. Сейчас много говорится о необходимости привлечения на Дальний Восток инвестиций, о развитии малого и среднего предпринимательства. А как привлечь бизнес? Обещаниями уровня «здесь будет город-сад»? Кто поедет? А вот если дать субъектам право на максимальную либерализацию налогового режима, скажем, на 10-15 лет, это подействует. Для малого и среднего бизнеса налоги нужно снизить или полностью отменить.
В ДФО достойные условия для развития аграрного сектора, так давайте соответствующим организациям и индивидуальным предпринимателям обеспечим комфортные налоговые условия. За десять лет спокойной работы малые и средние предприятия могут окрепнуть, а именно эта прослойка должна рассматриваться как фундамент для экономики региона.
- Вы говорите об инвестициях в регионы ДФО. «Частники», к примеру, вполне способны самостоятельно проследить за эффективностью их использования. Бизнесмены считают деньги и заинтересованы в жестком контроле расходования каждой копейки. Но ведь мы говорим и о громадных объемах бюджетных средств, выделяемых на регион. Как здесь контролировать?
- В конце мая в Госдуме с отчетом о проделанной работе выступала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Вот примерно аналогичный вопрос я ей и задал. У всех на слуху космодром «Восточный» - здесь, в нашей Амурской области. К сожалению, до недавних пор большинство новостей о нем были, скажем так, не самого позитивного характера. Представляете, строительство космодрома ведется четвертый год, а Счетная палата проверила его только сейчас! Что мешало проверить раньше? Озвучено, что ущерб федеральному бюджету - более 13 миллиардов рублей. Колоссальная сумма! Особенно если сопоставить со статьями расходов на социальные проекты в областном бюджете. Сколько детсадов можно было бы построить, сколько ветхого жилья отремонтировать. А так - деньги были, денег нет. И руками разводят. И это только один космодром.
Счетная палата работает эффективнее, чем раньше, но с опозданием. Нужно делать правильные выводы и повторно проверять проектно-сметные расчеты, иначе государственные средства так и будут уходить в черную дыру.
Сочинские объекты также нуждаются в обязательной тотальной проверке. А ведь впереди у нас еще чемпионат мира по футболу в 2018-м, там речь ведь не только о строительстве стадионов идет - вся инфраструктура с нуля возводится. Ряд стадионов за 3 года до чемпионата все еще на нулевом или близко к нулевому циклу строительства. Что делали все это время?
- А вы уверены, кстати, что футбольный чемпионат именно в России пройдет? Скандал с ФИФА нас не затронет?
- Нас - нет. Уверен абсолютно. Никто чемпионат у России не отнимет. Во-первых, нет объективных оснований. Во-вторых, если даже политическая составляющая одолеет спортивную, и турнир захотят перенести в другую страну - вот просто так, чтобы России насолить - времени для этого просто не будет. Кубок мира - это колоссальный по сложности проект, где все звенья взаимосвязаны. Если одно выпадает, рушится вся цепочка.
Другое дело, насколько к первому своему домашнему чемпионату будет готова наша сборная. Пока не очень впечатляет. Мы регулярно проводим футбольные турниры между фракциями Госдумы, уровень практически сопоставимый. Шучу, конечно, но сборная обязана играть лучше. Талантливой молодежи много, ее нужно грамотно подводить к «основе».
- Растет новое поколение?
- Растет, конечно. Профессиональный спорт дает какую-то перспективу, и в спортивные секции снова потянулись родители с детьми. Нужно просто их поддерживать.
- Вы сейчас о футболе?
- Нет, гораздо шире. Вопрос поддержки семей с детьми носит общегосударственный характер. Это демография, это будущее нации. У нас за два десятилетия кривая рождаемости в отдельные моменты обретала совсем причудливую форму. Даже в отсутствие гарантий господдержки наши люди рожают, как говорится, не благодаря, а вопреки.
- Делаете выводы на собственном опыте?
- У меня самого трое детей, проблемы многодетной семьи знаю изнутри. Не так давно я подготовил и внес в Думу законопроект, который как раз направлен на стимулирование института многодетной семьи как таковой. В законопроекте я предложил увеличить размеры стандартных налоговых вычетов для многодетных семей.
Даже в отсутствие гарантий господдержки наши люди рожают не благодаря, а вопреки
- Но в поддержке нуждаются и не только многодетные семьи. Там, где воспитываются один-два ребенка, также есть свои сложности. Школьное питание, детские сады и прочее…
- Безусловно. Инициативы, связанные с этим, в моем активе тоже есть. Ко мне обращались обычные родители из Благовещенска, обмениваемся мнениями с коллегами из других регионов. Что видим? Повсеместный рост платы за детские сады. И, откровенно говоря, не всегда обоснованный. Увеличение платы за детсады, если оно и происходит, должно быть понятным всем, в первую очередь - родителям. В том же Благовещенске за год плата за детсад выросла со 100 до 210 рублей в день. Вдвое! Что, родительские зарплаты также выросли? Нет, конечно! И инфляция в 2014 году составила 11,4%. Откуда тогда такая разница? Это очень странная «математика», людям непонятная, они ищут защиты. Основной посыл моего обращения к Госдуме - остановить, а в последующем - категорически исключить необоснованное повышение платы за детсад, на уровне, не превышающем размер инфляции.
- Недоумение вызывают слишком многие решения чиновников, не только по детским садам. Вас, например, устраивает ситуация в региональной системе ЖКХ?
- ЖКХ - это уникальная сфера. Я считаю, что частный бизнес в ней должен играть далеко не первую скрипку. Муниципалитет, областная государственная власть - вот структуры, которые должны гарантировать амурчанину достойный уровень качества коммунальных услуг. А в Благовещенске отдали систему ЖКХ коммерческим структурам. Я про АКС, дочернее предприятие «Российских коммунальных систем», которым владеет крупный российский олигарх Виктор Вексельберг.
Считаю, что «коммуналка» должна быть исключительно в ведении муниципалитетов. Коммерсанты, как правило, ничего не вкладывают, они нацелены на получение прибыли. А инвестиции в изношенные сети и ветшающее хозяйство - это долго и неприбыльно, срок окупаемости - не один год.
Огромная ошибка - передать ЖКХ коммерсантам.
«Коммуналку» нужно вернуть в ведение муниципалитетов.
- Региональные власти, зато, очень любят инвестировать. В собственный имидж, правда. Так называемая «пиар-поддержка», на бюджетные миллиарды.
- Да, мы уже наблюдаем ворох скандалов, связанных с отдельными главами регионов. Слушайте, ну ведь даже по логике такие расходы бестолковы сами по себе. Если губернатор или мэр занимаются реальными делами, если автобусы в городе ходят по расписанию, улицы чистые, а с крыш не свисают «гирлянды» из метровых сосулек, то люди и сами видят улучшения. А разбитая дорога или затопленные подвалы, заштрихованные в газетном материале фотошопом в рамках той самой «пиар-поддержки» - это профанация. Прямой подлог. «Люди, не верьте глазам своим!» - так, что ли? Получается: в прессе - одно, а на улицах и во дворах - другое. Граждан за идиотов держат?
Поэтому несколько дней назад мои коллеги в Госдуме предложили попросту запретить такие безумные траты. На законодательном уровне, если обычные «настойчивые рекомендации» региональным чиновникам не помогают.
- Это слова депутата Госдумы. А как бы вы отнеслись к той же теме, будь вы сами на месте губернатора?
- Могу заверить, что и в губернаторском кресле повторил бы то же самое, дословно.
Материал и фото (включая фото на первой странице газеты) предоставлены пресс-службой АРО ЛДПР.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.