Из Самары в Амурскую область идет железнодорожный состав, который везет на космодром Восточный ракету-носитель «Союз-2-1а». Будет она в пути около трех недель, а в космос должна отправиться 25 декабря. Об особенностях «амурского» «Союза», о том, как опыт космодрома Куру во Французской Гвиане будет применен в Приамурье, и многом другом нам рассказал Александр Кирилин, генеральный директор АО «РКЦ Прогресс» - предприятия, создавшего ракету, которая первой будет запущена с Восточного.
Из Самары в Амурскую область идет железнодорожный состав, который везет на космодром Восточный ракету-носитель «Союз-2-1а». Будет она в пути около трех недель, а в космос должна отправиться 25 декабря. Об особенностях «амурского» «Союза», о том, как опыт космодрома Куру во Французской Гвиане будет применен в Приамурье, и многом другом нам рассказал Александр Кирилин, генеральный директор АО «РКЦ Прогресс» - предприятия, создавшего ракету, которая первой будет запущена с Восточного.
Опыт Куру
- Александр Николаевич, каким образом непосредственно на космодроме будут готовить ракету к старту? Как много специалистов вашего ракетно-космического центра прибудет на Восточный для выполнения этих работ?
- При подготовке ракеты-носителя к старту на космодроме Восточный будут работать более 300 сотрудников РКЦ «Прогресс». Работы по подготовке ракеты-носителя будут включать: автономные испытания, комплексные испытания ракеты-носителя, электрические испытания блока выведения (БВ) «Волга», «сухой вывоз» (предполагает установку ракеты космического назначения в составе ракеты-носителя, блока выведения и сборочно-защитного блока (СЗБ) на стартовое сооружение с последующей подстыковкой всех электрических, пневматических, заправочных и прочих коммуникаций и проведением всех необходимых проверок), устранение замечаний после «сухого вывоза», повторные электрические испытания РН, СЗБ и БВ при необходимости, на завершающем этапе - подготовку космических аппаратов, сборку космической головной части, общую сборку РКН и работу в стартовые дни.
- Почему для первого старта с Восточного была выбрана именно эта модификация «Союза»? Являются ли все ракеты одной модификации абсолютно одинаковыми или при их сборке и подготовке к запуску учитываются какие-нибудь конкретные специфические факторы (например, географические, климатические, прочие условия, в которых находится космодром Восточный)?
- Ракета-носитель «Союз-2-1а» эксплуатируется с 2004 года и хорошо зарекомендовала себя в условиях Байконура и Плесецка, а также была адаптирована и для запусков с космодрома Куру во Французской Гвиане. Необходимость модификации «Союза-2» для Гвианского космического центра была связана с европейскими требованиями безопасности, а также в связи с использованием мобильной башни обслуживания. Мобильная башня создавалась в первую очередь для защиты ракеты от тропических ливней, однако удобство этого сооружения для персонала было высоко оценено всеми участниками подготовки пусков, и для проектируемого старта на новом российском космодроме Восточный было решено выбрать такую же схему. Соответственно, на ракете предусмотрены специальные пароотводы для отвода паров жидкого кислорода за пределы башни обслуживания. Также проведена модернизация бортовой вычислительной машины, которая стала более современной, производительной и менее габаритной. Благодаря модернизации существенно снизились размеры бортовой кабельной сети системы управления. Новые химические источники тока, установленные на ракете, являются батареями постоянной готовности и не требуют зарядно-аккумуляторной станции. С учетом всех доработок и модернизаций, ракета, готовящаяся к запуску с космодрома Восточный, - фактически новое изделие.
Что понесет ракета
- Расскажите о блоке выведения «Волга» - почему именно он выбран для первого старта, в чем его основные особенности и отличия?
- При выведении ракетой-носителем полезного груза на круговые орбиты высотой более 300 километров энергетические возможности ракеты-носителя существенно снижаются, и решение таких задач, как правило, возлагается на разгонные блоки. Использование разгонных блоков типа «Фрегат» и «Бриз-КМ» с заправкой топлива на уровне около 5000 килограммов для запусков космических аппаратов на средние круговые и солнечно-синхронные орбиты энергетически и экономически неэффективно в силу их переразмерности. Для выполнения этих транспортных задач и служит блок выведения «Волга». Блок выведения «Волга» - это малоразмерный разгонный блок, который предназначен для запуска космических аппаратов в составе ракет-носителей «Союз-2» этапов 1а, 1б и 1в на средние круговые и солнечно-синхронные орбиты. Блок выведения «Волга» является инновационным изделием космической отрасли. Разработка изделия полностью велась с использованием технологии нисходящего проектирования и 3D-моделирования в системе Pro/ENGINEER, что позволило значительно сократить срок разработки и финансовые затраты без потери качества.
- Один из спутников, который выведет на орбиту ракета - «Аист-2Д». Каково его предназначение? Почему он называется именно «Аист»?
- Малый космический аппарат «Аист-2Д» - совместный проект РКЦ «Прогресс» и Самарского государственного аэрокосмического университета. Проект «Аист-2» имеет образовательное значение: в процессе создания аппарата студенты и молодые специалисты обучаются методам проектирования, производства и управления малыми спутниками, а также методам обработки информации, получаемой при их функционировании. Это не первый «Аист», создаваемый РКЦ «Прогресс» совместно со СГАУ: с 2008 года на орбиту уже запущены два малых космических аппарата. На новом «Аисте-2Д» будут решаться задачи отработки базовой платформы для малых спутников. Литера «Д» в названии спутника означает «демонстратор». Этот аппарат призван не только показать возможности сотрудничества университета и РКЦ «Прогресс», но и отработать новые методы и технические средства наблюдения земной поверхности. Малый КА «Аист-2Д» позволит продемонстрировать эффективность новых конструкторских и технологических решений, приборов и материалов. В процессе эксплуатации аппарата специалисты РКЦ «Прогресс» оценят возможности их применения в системах дистанционного зондирования Земли высокого разрешения.
Со времен Королева
- Недавно появилась информация о создании новой ракеты - «Союз-5». В чем ее особенности?
- Проект создания ракеты-носителя «Союз-5» разрабатывается ракетно-космическим центром «Прогресс» в инициативном порядке. Мы полагаем, что «Союз-5» грузоподъемностью 9 тонн сможет заменить РН «Союз-2». Она будет так же надежна, но показатели удельной стоимости выведения на орбиту единицы полезного груза должны быть значительно снижены. РН проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. В этом проекте предполагается использовать новое для ракетной техники топливо: сжиженный природный газ (СПГ). Перспективы нового топлива связаны в первую очередь с тем, что СПГ имеет более высокие энергетические характеристики по сравнению с керосином, что дает заметный выигрыш в величине выводимой полезной нагрузки. Кроме того, СПГ имеет более широкую сырьевую базу, чем керосин, он более дешевый и экологически чистый. Проект предусматривает создание и отработку современного, безопасного двигателя восстановительной схемы, кроме того, при проектировании новой ракеты заложены интересные конструктивные и технологические решения.
- У части населения бытует мнение, что якобы Россия использует исключительно «ракеты советских времен» и якобы «ничего нового не разрабатывает». Насколько такой упрек, по вашему мнению, справедлив?
- Что касается РКЦ «Прогресс», то на предприятии разработаны совершенно новые модификации носителей типа «Союз». Так, например, ракета «Союз-2», на которой уже сегодня выводятся большинство отечественных космических аппаратов, - абсолютно современный носитель. Только неспециалисту, который видит лишь внешний облик ракеты, может показаться, что технический прогресс стоит на месте с советских времен. Конструктивная схема этой ракеты действительно заложена Сергеем Павловичем Королевым. «Союз-2» сохраняет эту схему и визуально действительно напоминает свой прототип - «королевскую семерку». Внутри она абсолютно современна, имеет новые двигатели, цифровую систему управления, телеметрию. Со времен Королева на сегодняшний день проведено 13 модификаций. «Союз-2-1а» запускается с 2004 года, «Союз-2-1б» - с 2006 года, «Союз-2-1в» - с 2013 года. Со временем эти машины полностью заменят «Союз-У» и «Союз-ФГ».
Фото: пресс-служба РКЦ «Прогресс».
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.