В «роскошном» списке – «советские» земли и загородные дома.
В «роскошном» списке – «советские» земли и загородные дома.
Вопрос о введении налога на роскошь снова поднимается в России. Соответствующие поправки планируется внести в Налоговый кодекс РФ.
По коридорам Госдумы данный законопроект путешествует с 2007 года. За это время заметно расширился состав его инициаторов, однако основные положения предлагаемого документа не претерпели существенных изменений.
Как и три года назад предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн. руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной — в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта.
Авторы законопроекта полагают, что налог на предметы роскоши будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных. Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы — в три — пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания.
Противники инициативы в свою очередь обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна. Неплохо было бы довести до ума и отечественный Налоговый кодекс, прежде чем вносить в него подобные поправки, полагают эксперты, скептически оценивающие законопроект.
Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более, что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами.
Привязка к цене в данном случае вообще весьма сомнительна. В стране с высочайшим уровнем коррупции и преобладанием теневой экономики получить реальную оценку стоимости предметов очень затруднительно. Взять, к примеру, тот же автомобиль или квартиру. Даже россияне со средним достатком знакомы с такими схемами, когда на вторичном рынке объект продается по одной цене, а в официальном договоре о продаже указывается другая. А уж на олигархов работает целый штат хорошо подкованных юристов, выискивающих необходимые лазейки в законодательстве. В итоге роскошный загородный дворец по документам может оказаться построенным из недорогих материалов или расписан по частям на целую толпу родственников и доверенных лиц.
С другой стороны, оказаться зачисленными в ряды богатеев рискуют и малообеспеченные граждане. Так, многие люди еще с советских времен владеют земельными участками. Стоимость некоторых из них на сегодняшний день может значительно превышать 15 млн. рублей, даже с учетом скромного размера в 6 или 12 соток – например, в Подмосковье.
Все эти соображения учли в комитете Госдумы по бюджету и налогам, который не поддерживает предложенные поправки и намерен рекомендовать депутатам отклонить законопроект.
По сообщениям utro.ru.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.