Бензиновый кризис, атакующий Россию, похоже, дошел до Приамурья. В частности, 12 мая местные СМИ запестрели сообщениями о перебоях и удорожании «горючки» в Благовещенске. Как мы выяснили, сегодня не так страшен кризис, как его малюют. Между тем, по прогнозам, настоящие горючие проблемы начнутся у амурчан в осень.
Бензиновый кризис, атакующий Россию, похоже, дошел до Приамурья. В частности, 12 мая местные СМИ запестрели сообщениями о перебоях и удорожании «горючки» в Благовещенске. Как мы выяснили, сегодня не так страшен кризис, как его малюют. Между тем, по прогнозам, настоящие горючие проблемы начнутся у амурчан в осень.
На местных АЗС — перебои с бензином. Цены на моторное топливо с некоторых придорожных автозаправочных табло стали исчезать еще в середине прошлой недели. На одних заправках горючее отпускают только строго по талонам, на других, которых, кстати, большинство, — свободная продажа, но по повышенным расценкам.
С 12 мая у АЗС выросли очереди: водители в ажиотаже «заливались», если верить центральным телеканалам, иссякающим бензином. Однако через три дня автомобилисты выяснили, что топлива достаточно, и накал бензиновых страстей стих. Сейчас горючее можно приобрести на 22 заправочных станциях Благовещенска и Благовещенского района без сложностей.
По талонам бензин продают, как мы выяснили, только ЗАО «Дальневосточная нефтяная компания» и ОАО «Санго-плюс». У первой на всех 8-ми заправках в свободной продаже нет даже дизельного топлива. У НК «Альянс» в Благовещенске и Благовещенском районе 16 заправок. На них бензин можно купить без особых проблем.
Цены на ГСМ — вопрос особый. За сутки на ряде заправок, по информации сайта Амурского правительства, они выросли от 20 копеек до 4 рублей. На АЗС ОАО «Роснефть», что на 2-м километре Новотроицкого шоссе, самое дешевое топливо — бензин марки АИ-92, его отпускают по 25,8 рубля за литр, АИ-95 — по 27,4. На автозаправке ООО «Гранд содружества» подороже: литр 92-го стоит 29 рублей, а цена 95-го достигла 30 рублей. У НК «Альянс» в ценовой политике «золотая середина» — литр 92-го здесь продают по 26,9 рубля, 95-го — 28,8.
Пока бензиновая недостача захлестнула лишь рядовых потребителей. Особо остро нехватку и дороговизну моторного горючего почувствовали те, кому ежедневно приходится эксплуатировать свой личный транспорт в рабочих целях и преодолевать десятки километров дорог.
Руководитель сектора физической культуры и спорта администрации Благовещенского района Юрий Горковенко каждый день на своем автомобиле ездит из Михайловки в Благовещенск на работу. 50 километров туда и столько же обратно — несмотря на бензиновый голод, на рабочем месте он должен быть вовремя.
— В пятницу подъехал на заправку в микрорайоне — заправили только на 10 литров. Я спросил, на каком основании горючее выдают по лимиту, мне ответили — мало бензина в городе, — рассказывает Юрий Горковенко. — Я считаю, это какой-то сговор. Из неофициальных источников знаю, что поставки бензина в Благовещенск идут... К тому же цены взвинтили. В четверг заправился 92-м по 25 рублей за литр, а на следующий день — уже по 26,70! Кстати, на заметку: на заправке в Чигирях бензин в свободном доступе, а на АЗС возле Молокозавода за «наличку» не заправили.
По мнению экспертов рынка нефтепродуктов, запасов бензина у нефтяных компаний-перекупщиков хватит до конца июня. Но, по прогнозам, именно к этому времени топливный бардак должен подойти к финалу. В любом случае без бензина Благовещенск не останется. К примеру, у НК «Альянс» и «Роснефти» — свои нефтеперерабатывающие заводы в регионе. Поэтому проблемы на оптовом рынке их не касаются. Вопрос в другом: во сколько бензин будет обходиться потребителю.
Как утверждают аналитики, то, что мы имеем сейчас, — отголоски января, когда от нефтяных компаний правительство России потребовало снизить цены на бензин. Одновременно с этим в феврале увеличили тарифы на электроэнергию, на прокачку из нефтепровода и так далее. В результате — себестоимость бензина возросла, а цены упали. Ни один бизнесмен не будет работать себе в убыток, теряя марку. Поэтому все топливо стали сбывать на экспорт. Как следствие, на внутреннем рынке возник дефицит, который и ударил по карману рядового россиянина.
Все бы переживаемо, только в разгаре полевой сезон и топливо аграриям – как воздух. Второй проблемный год (в 2010-м погода «подфартила») ударит по сельхозпроизводителю очень больно… Между тем, в сельскохозяйственном секторе, как мы выяснили, пока все спокойно. Весенние бензиновые войны на аграриях не отразились. Как нам ответили в отделе сельского хозяйства и окружающей среды Благовещенского района, посевная проходит без срывов.
— Доля фермеров, работающих на бензиновой технике в Благовещенском районе, — небольшая, примерно 10-20%, — говорит начальник отдела сельского хозяйства и окружающей среды администрации района Владимир Бобриков. — В основном используется дизельное топливо и бензин АИ-80, а насколько я знаю, подорожал только «евростандарт». Пока фермеры с жалобами на нехватку ГСМ к нам не обращались.
У крестьянско-фермерского хозяйства «Колос» в Сергеевке посевная идет по плану.
— От Минсельхоза мы получили топливную поддержку, запасы сформированы, на посевную нам хватит. А что будет потом, посмотрим, — говорит руководитель КФХ «Колос» Иван Волобоев.
Топливных проблем не почувствовал и руководитель КФХ «Ника» из Гродекова Игорь Николаев. Только на днях он узнал, что в Благовещенске перебои с бензином.
— К посевной кампании мы подготовились заранее — не первый год работаем, знаем, что обычно в этот период цены на ГСМ растут, — говорит Игорь Николаев. — Так что за выполнение работ не переживаем, все закончим в срок.
Пока все тихо. Однако бензиновый голод, как гром среди ясного неба, может прогреметь для фермеров в сентябре. Одна за другой нефтяные компании отказываются от неэкологичного «восьмидесятого».
— Администрация Благовещенского района сделала запрос в несколько крупных нефтяных компаний, чтобы получить прогнозируемые цены на бензин на второе полугодие 2011 года, — говорит директор хозяйственной службы администрации Благовещенского района Сергей Игнатенко. — ЗАО «ДНК» и ЗАО «АНК» отказали нам в этом. Откликнулись только НК «Альянс» и «Санго-плюс». Кстати, с последними на первое полугодие 2011-го у нас заключен муниципальный контракт. С 1 июля они будут отпускать бензин марки АИ-92 по 29 рублей за литр, но вместе с тем они сообщили, что убирают из линейки марку АИ-80. А у нас вся спецтехника на нем работает!
Бензин с этим же октановым числом можно приобрести и у «Альянса», но, как нам сообщили в этой фирме, вопрос с 80-м будет решаться в сентябре. К концу года компания тоже может уйти от «восьмидесятого». Сейчас на сайте мы разместили заявки на приобретение топлива — ждем неделю, кто откликнется. По моим подсчетам, до нового года мы доработаем, а что будет дальше, не знаю. Если прогнозы сбудутся, тогда придется либо кулибиных искать, чтобы переформатировать под 92-й всю технику, либо менять ее в срочном порядке.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.