«Лебединое озеро», известная многим «Неизвестная» Ивана Крамского, пейзаж с водяной мельницей и журавлями, старинный монастырь с белоснежными куполами — эти и другие рукотворные шедевры украшают дом Раисы Восколовой, жительницы села Волково Благовещенского района.
«Лебединое озеро», известная многим «Неизвестная» Ивана Крамского, пейзаж с водяной мельницей и журавлями, старинный монастырь с белоснежными куполами — эти и другие рукотворные шедевры украшают дом Раисы Восколовой, жительницы села Волково Благовещенского района.
Небольшие комнатки, кухонька в уютном домике волковской рукодельницы больше напоминают залы вернисажа, где многоцветие натюрмортов соседствует с камерно-пастельными тонами пейзажей. Самые «крупные полотна» Раисы Афанасьевны — «Неизвестная» и грациозный представитель амурской фауны тигр украшают зал. Эта просторная и светлая комната время от времени превращается в мастерскую. Только вместо мольберта у «художницы» — пяльцы. Тюбики с красками и палитра рукодельнице тоже ни к чему, их заменяют цветные нитки. И об авторстве в данном случае следует говорить не «чьих кистей картина», а «чьей игле она принадлежит».
Набивное вышивание — так называется техника, в которой выполнено большинство работ Раисы Афанасьевны. Полотна получаются яркими, выразительными, а мягкий ворс делает их по-домашнему уютными. Этот несложный, по словам селянки, способ вышивки она освоила 9 лет назад, чтобы хоть как-то отвлечься от мыслей о бренном.
— В нашу семью пришло большое горе — умер брат, — рассказывает Раиса Афанасьевна. — И чтобы забыться, решила заняться рукоделием. Во время работы думать некогда, нужно все время считать клеточки. Вот так я сначала отвлеклась, а потом и увлеклась.
С секретами набивной вышивки ее познакомила соседка. Первой работой Раисы Афанасьевны стала небольшая подушечка-«думочка», которую вышивала вместе с 10-летним внуком. «Он так увлекся работой, что начал соревноваться со мной кто быстрее закончит рисунок», — улыбается мастерица.
За 9 лет из-под иглы Восколовой вышло порядка 60 диванных «думочек». На одну такую подушечку уходит 4-5 дней. Пушистые щенки и котята, дельфины и бабочки волковской рукодельницы «живут» во многих уголках России: от Камчатки до Москвы. «Раздарила всем: родным, друзьям и знакомым», — говорит Раиса Афанасьевна.
Успевает бабушка вязать носочки и тапочки семи внукам и трем правнукам. А помимо подушечек и панно, в доме хозяйки и ее близких появились работы, вышитые крестиком, и ажурные скатерти с салфетками, связанные крючком. И «крестик», и «крючок» дались так же легко, как и набивание иголкой.
Только «искусство» делать деньги на своем хобби Раиса Афанасьевна, экономист по образованию, так и не освоила. Да и как брать деньги за то, что сделано с любовью, от души. В удивительную картину превращается лишь тот рисунок, который «глянулся» рукодельнице.
Самое почетное место в доме по праву занимают 3 иконы — особая гордость Раисы Афанасьевны. В красном углу — Казанская Божья Матерь и Николай Чудотворец. Есть одна особая работа — икона Матроны Московской. Впервые ее репродукцию селянка увидела в специализированном журнале. Невзрачная, незамысловатая икона ей совсем «не глянулась». Но однажды услышанная история московской блаженной запала в душу.
— Загорелась желанием непременно вышить такую икону, — говорит Раиса Афанасьевна. — Меня потрясла судьба этой женщины, слепой от рождения. Скольких она спасла своим даром врачевания, предвиденья. Даже после смерти святая не оставляет всех, кто молит ее о помощи. Эту икону я вышивала крестиком, работала долго, месяца два — очень болели глаза.
К сожалению, трудоемкая техника как набивного вышивания, так и вышивка крестиком со временем «садит» зрение мастериц. Не обошла эта проблема и 69-летнюю Раису Афанасьевну. Все реже и реже берется она за иглу. Дает глазам «заслуженный отдых» в лето — сезон огородов и заготовок. К осени, надеется мастерица, глаза отдохнут и она вновь возьмется за любимую работу.
— Мечтаю вышить собор с куполами, — делится рукодельница своими планами на будущее. — Вот только не могу найти рисунок, но, думаю, это дело времени.
Освоить секреты вышивки пытались и племянницы, и внучки Раисы Афанасьевны, но у молодых так и не хватило терпения. В волковском клубе даже хотели создать кружок, где Раиса Афанасьевна передавала бы секреты мастерства юным селянкам. Однако пока все так и осталось в планах.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.