Удачей считают чиновники Чигиринского сельсовета факт вхождения села Чигири в региональную программу развития дорожно-уличной сети. В этом году идет долгожданный ремонт дорожных артерий. В частности, капитально ремонтируют улицу Садовую. Однако обновлению жильцы, не раз просившие о реконструкции трассы, не рады: огромные кюветы «отрезали» чигиринцев от своих жилищ.
Удачей считают чиновники Чигиринского сельсовета факт вхождения села Чигири в региональную программу развития дорожно-уличной сети. В этом году идет долгожданный ремонт дорожных артерий. В частности, капитально ремонтируют улицу Садовую. Однако обновлению жильцы, не раз просившие о реконструкции трассы, не рады: огромные кюветы «отрезали» чигиринцев от своих жилищ.
Марш-броски через лохань
Садовая – одна из улиц-старожил Чигирей. С предложением привести «старушку» в божеский вид садовцы не раз обращались к местным властям, но все инициативы разбивались о пустую казну.
С вхождением села в областную программу по благоустройству дорог у чигиринцев появилась реальная перспектива увидеть свою улицу обновленной. Казалось бы, радуйся, свершилось, однако ремонт, как и его отсутствие, вызвал народное недовольство. Как так?
С началом ремонта выяснились некоторые моменты, о которых жители Садовой не подозревали. На поверку оказалось, что в плановые работы не входит оборудование подъездных путей к домам. К тому же, «бонусами» к новой дороге стали два кювета (от французского - лохань), масштабность которых потрясает воображение: порядка 80 сантиметров в длину и полметра в глубину. Эти канавы вдоль обочины автомобильной дороги для сбора и отвода воды в пониженные места больше напоминают окопы военных времен. При желании туда и вправду можно залечь и держать оборону собственного дома, отстреливаясь от врагов...
Как рассказала Лариса Лещенко, проживающая на Садовой, такие чудовищные водоотводы невозможно преодолеть.
- У нас и вода, и дрова привозные, - делится селянка. - А если «скорая» или «пожарная» понадобятся — они к нам как, по воздуху, доберутся? Мы сами не имеем возможности подъехать к своему дому — приходится парковаться непонятно где и совершать настоящий марш-бросок через канаву. Да что подъехать… При плохой погоде взрослому человеку, не то что ребенку, можно угодить в канаву и, чего доброго, наглотаться воды. И вправду настоящая лохань!
Житель Садовой Николай Краснобородкин уверен: их улице такие огромные водоотводы ни к чему.
- Наша Садовая и так находится под уклоном, - поясняет Николай Николаевич. - Поэтому вода не задерживается и уходит вниз. А если наличие таких «траншей» нецелесообразно, так есть ли смысл делать их такими большими и глубокими? Наверное, в этом вопросе правильнее было бы учитывать ландшафт ремонтируемой территории, волеизъявления жильцов. Мы двумя руками «за» благоустройство, но против не совсем рациональных решений. Исполнители дорогу сделают и уйдут, а нам здесь жить...
Камнем преткновения стал вопрос с оборудованием подъездных путей к домам селян.
- Глава Чигиринского сельсовета Любовь Андреева на встрече с нами сказала, что за дорогу отвечает муниципалитет, а вот подъездные пути к своим домам должны делать сами собственники, - включается в разговор старожил с Садовой Павел Петрович Тупикин. – Кто-то может сделать. Как быть тем, кто не имеет возможности позволить себе эту роскошь? Вон, у нас, например, живет 86-летняя старушка – ей-то как быть?
Жители Садовой не стали ждать с моря погоды и, пока можно повлиять на ситуацию, объявили «мобилизацию»: собрали подписи почти 80% жителей улицы против устрашающих земляных рвов. Обращение к местным и районным властям подписали жильцы 17-ти из 20-ти домов на Садовой.
Дабы внести в ситуацию хотя бы какую-то ясность, вместе с жителями Садовой корреспондент газеты «Амурская земля и люди» проехал на улицу Первомайскую. Ее недавно отремонтировали, и на ней - такие же «траншеи», отрезающие подъездные пути к домам, как на Садовой. Вид самопальных подъездов не впечатлил: у кого - бетонная плита лежит, у кого - шпалы впритирочку. В «окопах» в нескольких местах для лучшего стока вод лежат трубы. В принципе, те же виды, что и на Садовой, однако жители Первомайской «шум» не поднимают.
- У них немного иная ситуация, - поясняет Николай Краснобородкин. - Первомайская находится в низине, поэтому им просто необходимы глубокие канавы. А вот у нас такой потребности нет. Будем надеяться, что власти прислушаются к нам, и выход из ситуации будет найден.
В рамках закона
Как рассказала глава Чигиринского сельсовета Любовь Андреева, в этом году территория вошла в областную программу развития дорожно-уличной сети Амурской области. Долгосрочная программа рассчитана до 2015 года и основана на софинансировании областных и местных средств. Так, на этот год из областной казны были выделены порядка 9 миллионов рублей, 400 тысяч – вклад сельсовета.
Один миллион рублей ушел на освещение, другой — на асфальтирование трех придомовых территорий. Основная часть суммы пущена на ремонт дорог. В частности, в Чигирях отремонтированы четыре дороги. На сэкономленный в ходе аукциона остаток средств был объявлен конкурс на ремонт еще трех дорог, в число которых попала и улица Садовая.
Фишка заключается в том, что выделенные средства на ремонт дороги должны быть освоены — ни рублем больше, ни рублем меньше. А чтобы качественно сделать дорогу полноценной, необходимо соблюдать жесткие нормативы дорожного строительства. Вот и получается, что жителям Садовой по сути не нравятся нормативная дорога с нормативными кюветами. Самовольное отступление ремонтниками от расчетов – нарушение закона.
Нарушением закона также будет и участие ремонтников в благоустройстве подъездных путей к домам садовцев: муниципалитет, нанимающий по аукциону ремонтников, отвечает только за ремонт дороги, а о подъездных путях собственник должен побеспокоиться сам.
- Знаете, я сама живу в частном доме, и подъезд к собственному дому делала за свой счет, - делится глава сельсовета Любовь Андреева. - Понимаете, я не могу в нарушение существующих норм пускать денежные средства «налево» - это противоправные действия!
Как рассказала Любовь Витальевна, в свое время ремонт улицы Комсомольской тоже вызвал бурю эмоций, но по завершении всех дорожных работ жители увидели результат, и народный протест сошел на нет.
- Сложилась просто парадоксальная ситуация, - говорит глава. - Сначала нас за плохие дороги селяне ругали, прокуратура наказывала рублем. Стали решать проблему - народ снова недоволен. Как говорится, вашим салом по мусалам… Попробуем урегулировать ситуацию: еще раз все взвесим и проанализируем, встретимся с подрядчиком, обсудим, что можно сделать. Думаю, проблема небезнадежна, и ее удастся разрешить с учетом пожеланий жителей.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.