13 августа на 151 км федеральной трассы «Лена» состоялось событие, которое войдет в летопись «Бамстроймеханизации». На этом участке дороги были уложены первые метры асфальта в истории компании. Свидетелями этого момента стали наши корреспонденты.
13 августа на 151 км федеральной трассы «Лена» состоялось событие, которое войдет в летопись «Бамстроймеханизации». На этом участке дороги были уложены первые метры асфальта в истории компании. Свидетелями этого момента стали наши корреспонденты.
К 8 часам утра 13 августа возле асфальтобетонного завода на базе ЦРММ уже выстроились несколько самосвалов МК-154, готовых принять горячий асфальт. Исполняющий обязанности директора мехколонны Михаил Алексеев взял под личный контроль вопросы транспортировки принципиально нового для МК вида груза. Если раньше водителям самосвалов приходилось иметь дело только с грунтом, то сейчас им предстояли перевозки асфальта. А здесь есть свои особенности, в первую очередь это касается оперативности. При доставке асфальта счет идет на минуты. Важно не только как можно быстрее доставить дорожную одежду до асфальтоукладчика, но и не прервать работу асфальтобетонного узла, поэтому возле бункера подачи асфальта постоянно должны быть самосвалы. Пока «Астры» ждут погрузки, оборудование завода смешивает щебень, песок, битум и другие компоненты, чтобы выдать первые тонны асфальта. За пультом управления асфальтобетонного завода оператор Эрдэм Димчиков. Усиливается гул, и вверх по рельсам к бункеру поднимается первая тележка со смесью. 20 минут ожидания – и в самосвал начинает загружаться продукция асфальтобетонного завода.
– Для «Бамстроймеханизации» это, действительно, исторический момент. Мы всегда строили дороги, отсыпали земполотно, но никогда не укладывали асфальтобетонное покрытие. Теперь же мы сами производим асфальт и собственными силами ведем его укладку. Это новый этап в развитии нашей компании, – подчеркивает заместитель генерального директора по социальным вопросам – помощник генерального директора ОАО «Бамстроймеханизация» Геннадий Кутняков. – В прошлом году был приобретен новый асфальтобетонный завод французской фирмы «ERMONT» и техника для укладки асфальта фирмы «Bomag» из Германии. Это мировые лидеры по производству оборудования для устройства дорожной одежды.
В августе 2011 года новый завод был смонтирован в Тынде и уже в сентябре выдал свой первый асфальт, который уложили на территории базы ЦРММ. Это была тестовая работа завода и новой техники, на собственном участке апробировалась технология производства асфальта и его укладки. В этом году асфальтоукладчик и катки вышли на федеральную трассу Большой Невер – Якутск. Участок этой магистрали на 151-155 км «Бамстроймеханизация» начала реконструировать в прошлом году. Тогда были выполнены практически все земляные работы. Согласно контракту этой осенью около 5 километров реконструированной автотрассы должны быть сданы в эксплуатацию. Устройство дорожной одежды – один из заключительных этапов работ.
Итак, первый самосвал принял в свой кузов 20 тонн раскаленного асфальта и отправился на 151 км трассы «Лена». От места дислокации завода до участка автодороги, где стоит асфальтоукладчик, – 22 километра. В ожидании фронта работ помимо асфальтоукладчика здесь сосредоточены различные виды катков. И, конечно, асфальт ждет бригада рабочих во главе с дорожным мастером Дмитрием Назмеевым.
– У нас подобрался хороший коллектив. До «Бамстроймеханизации» мы работали на асфальтировании трассы «Амур», дорог в Бурятии. Поэтому все с большим опытом работы, – рассказывает Дмитрий Назмеев. – Конечно, приятно здесь работать на новой современной технике. Управлять ей одно удовольствие.
В это время к асфальтоукладчику подъезжает самосвал с первым асфальтом. В бункер начинает поступать смесь, и после движения выглаживающей плиты асфальтоукладчика на щебеночном покрытии дороги появляется первый погонный метр асфальта. Рабочие бросают несколько монет на горячее черное покрытие, а трасса уже примеряет на себе второй, третий метры новой дорожной одежды.
– У нас в Бурятии есть такая традиция: когда мы начинаем новое дело, то бросаем на удачу несколько монет, как бы задабриваем духов, чтобы они позволили нам без трудностей работать, – делится секретами ритуала Дмитрий Назмеев.
За пультом управления асфальтоукладчика машинист Александр Балагуров. Впервые за штурвал такой машины Александр сел в 1996 году и за 16 лет прошел десятки километров федеральной трассы «Амур» и многих дорог Бурятии, которые идут от столицы Улан-Удэ к районным центрам республики. На подходе к асфальтоукладчику Александра Балагурова второй самосвал с горячей смесью, температура которой достигает 150 градусов.
– Здесь на каждом этапе важно строго соблюдать все технологии. Это касается как качества асфальта, так и его укладки. Ошибки в этом деле недопустимы, поэтому все параметры досконально проверяются. На участке 151-155 км мы укладываем 2 слоя асфальта: первый – крупнозернистый, пористый, толщиной 8 сантиметров, второй – плотный мелкозернистый асфальтобетон толщиной 5 сантиметров. Асфальт нельзя укладывать в дождливую погоду, необходимо соблюдать и температурный режим воздуха, – отмечает Геннадий Кутняков.
В августе именно дожди постоянно тормозили работу, поэтому в сухую погоду бригада старалась максимально задействовать свои ресурсы. Так, в некоторые дни асфальтоукладчик работал с раннего утра и до 23 часов.
– Рекорд мы поставили 24 августа, когда уложили 1150 метров асфальта. В этот день у нас катки работали до часа ночи, – показывает цифры дорожный мастер Дмитрий Назмеев.
Если говорить о цифрах, то для устройства верхнего слоя дорожной одежды на участке 151-155 км трассы «Лена» потребовалось 8174 тонны крупнозернистой асфальтобетонной смеси и 6375 тонн мелкозернистого асфальтобетона. Это почти 800 рейсов самосвалов.
При устройстве дорожной одежды большую роль играют катки. От их работы во многом зависит качество асфальтового покрытия, его долговечность. Уплотнение асфальта состоит из нескольких этапов. Сразу за асфальтоукладчиком идет комбинированный каток BW 161 АС-4. Следом движется тандемный каток BW 203-AD-4, который выполняет промежуточное уплотнение, и на заключительном этапе выходит пневматический каток BW 24 RH.
Работы по укладке асфальта представляют собой впечатляющую картину: асфальтоукладчик, катки и идеальное черное покрытие, устремляющиеся вдаль. Событием это стало не только для коллектива «Бамстроймеханизации», но и для тысяч водителей, которые курсируют на своих машинах по автотрассе «Лена». Ведь еще год назад автомобилистам приходилось преодолевать этот участок «федералки» по ухабистой объездной дороге. После сдачи в эксплуатацию этого отрезка реконструированной дороги водители смогут за считанные минуты проехать по новой асфальтированной магистрали.
– После устройства дорожной одежды будет нанесена разметка, сделаны барьерные ограждения и в сентябре мы должны предъявить этот сданный участок дороги заказчику. Когда государственная комиссия примет у нас работу, можно будет говорить о завершении реконструкции 151-155 км трассы «Лена» и сдаче этого участка в постоянную эксплуатацию, – рассказывает Геннадий Кутняков. – Так как на этом участке был уложен первый асфальт в истории «Бамстроймеханизации», мы хотим поставить здесь небольшую стелу, на которой будет отмечен этот факт. А впереди бригаду асфальтобетонного узла ждут новые участки трассы «Лена». В следующем году предстоит уложить 15 км асфальта на 579-600 км перед Алданом, где наша компания завершает реконструкцию дороги.
В августе начались работы по реконструкции автодороги Большой Невер – Якутск на 93-123 км в Амурской области между Соловьевском и Тындой. Сейчас здесь ведется рубка просеки под будущую трассу, на 107 километре формируется вахтовый поселок. На участок прибыла первая техника ООО «МК-16»: 2 бульдозера, 1 экскаватор, автогрейдер, 5 самосвалов. Осенью мощности будут нарастать, так как механизаторам предстоит выполнить большой объем работ – переработать около 4 миллионов кубометров грунта, построить выемку глубиной 32 метра.
Павел КОЗМЕНЧУК
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.