12 марта в Москве состоится премьера фильма «Где раз поднят русский флаг...» (6+), посвященного освоению Россией Дальнего Востока в XIX веке. Его сняли создатели фильма «Албазинские скаски» (6+) (напомним, в этом слове ошибки нет: "скаски" – это донесения в XVII веке). Ученый секретарь фонда «Петропавловск», руководитель Албазинской археологической экспедиции и сценарист нового фильма Андрей Черкасов рассказал нам о процессе съемок, а также о том, когда широкий круг зрителей сможет увидеть кино.
– Андрей Николаевич, ранее вы сняли фильм «Албазинские скаски», посвященный русским на Амуре в XVII веке. Вы руководитель Албазинской археологической экспедиции и как ученый изучаете этот объект. Новый фильм посвящен уже XIX веку. Почему решили «замахнуться» на другую эпоху?
– Как ученый я исследовал и XIX век. В том числе археологически. В частности, в Албазино, когда мы копаем, встречаются находки и XIX века. Мы раскопали, как мы предполагаем, погребение казака, похороненного XIX веке в военном обмундировании, с крестом. В нашей книге «Православие на Дальнем Востоке от землепроходцев до наших дней» (6+), с которой началась наша эпопея с Албазинской экспедицией, значительная часть посвящена истории Дальнего Востока XIX века, деятельности Невельского, Муравьева-Амурского освоению региона. В прошлом году вышла детская книга «Записки о Дальнем Востоке» (6+), в которой описан период от палеолита до XIX века. Поэтому тема мне знакома и интересна. Когда мы сняли фильм «Албазинские скаски», он завершился тем, что русские ушли из Албазина. Не хотелось останавливаться на такой неправильной ноте. Требовалось продолжение фильма. И, видя определенный недостаток кинематографической продукции, посвященной Дальнему Востоку, мы решили осветить деятельность Невельского, Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия. Мы решили снять о них фильм, а Фонд президентских грантов нас поддержал. И новый фильм мы считаем как бы «второй серией» «Албазинских скасок».
– Расскажите, как проходил процесс съемок.
– Мы начали снимать фильм в 2019 году, и тогда же был полевой сезон. Мы совместили съемки с археологическими раскопками. Поэтому у нас есть кадры из Албазино. В целом к новому фильму мы подошли уже более основательно и лучше подготовились, лучше распланировали поездки съемочной группы. Снимали в Албазино, Благовещенске, Хабаровске, во Владивостоке. Есть съемки на Камчатке. Правда, это не мы сами снимали, а заказывали съемку. Также лучше подготовились с точки зрения исторической реконструкции. Я привлек реконструкторов, привлек костюмы. Тут нас также выручил Амурский театр драмы. Часть реквизита взяли у них, в том числе костюм Николая Муравьева-Амурского, Екатерины Николаевны (его жены), а также ружья, чтобы не везти оружие через всю страну. Главная проблема была в том, что в 2019 году произошло очередное наводнение. И нам не удалось снять сцены со сплавами по Амуру. Эти сцены мы снимали в европейской части России.
– Какие реки выступили в роли Амура?
– Волга и Плещеево озеро, что в Ярославской области, в старинном русском городе Переславле-Залесском. На нем начинал свою деятельность по плаванию на кораблях Петр I. А нам пришлось пойти на такой компромисс. Ведь когда наводнение на Амуре закончилось, у нас уже не было возможности приехать со съемочной группой. Но Амур в фильме присутствует: у нас есть кадры, оставшиеся еще со съемок «Албазинских скасок».
– В прошлый раз роль ведущего, основного рассказчика, вы взяли на себя. А как на этот раз?
– В этот раз у нас нет ведущего. У нас есть закадровый голос. Диктор у нас очень известный – Сергей Чонишвили. Также у нас есть, условно говоря, «актеры». А также эксперты, у которых мы брали интервью. Один из наших экспертов – Василий Сергеевич Муравьев-Амурский, профессор художественной академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге. Эксперты из Благовещенска – Анна Коваленко из медицинской академии, Андрей Забияко из АмГУ, Владимир Пушкарев из Благовещенской Епархии. Также пригласили экспертов из Владивостока и Хабаровска. Основное отличие от «Албазинских скасок» – художественные реконструированные вставки. Когда мы снимали «Албазинские скаски», мы побывали на фестивале в Коломенском, который проходил в макете Албазинского острога. И там были реконструкторы в костюмах XVII века. Мы их поснимали. А здесь мы четко ставили задачи, четко работали с условными «актерами». У нас есть люди, которые изображают Муравьева, святителя Иннокентия, Невельского, Николая I, Екатерину Николаевну.
– Кто изображает исторических персонажей?
– Это не известные актеры. Чаще это наши реконструкторы – например, Николая Николаевича изображает один из руководителей организации Росрекон (общественное движение российских реконструкторов) Игорь Пахомов. Кстати, его приезд на Дальний Восток мы использовали с пользой: он пообщался с дальневосточными реконструкторами, а также прочитал лекцию об одежде XVII века. Николая I также изображал один из реконструкторов. Ну, а остальные – это различные наши знакомые. Екатерину Николаевну изображала участница экспедиции, а Невельского – вообще наш оператор. Мы ведь не могли, проезжая по Дальнему Востоку, возить с собой труппу актеров. Поэтому мы привлекали всех, кого можно. В Албазино мы привлекли местных ребят-школьников – они изображали казаков, в Благовещенске привлекли реконструкторов. Даже я в кадре есть – пришлось один раз одеться и принять участие в съемке.
– О чем вы хотели рассказать в фильме?
– История деятельности Муравьева-Амурского и Невельского хорошо известна. Многие воспринимают так: русские были на Амуре в XVII веке, потом оттуда ушли, но непременно должны были вернуться. И считается само собой разумеющимся, что с XIX века Приамурье, Приморье, Сахалин – это все снова Россия. Но это не совсем так. Эти территории могли оказаться не русскими. Потому что середина XIX века – это время активного передела мира. Европейские державы активно делили нашу планету. Если вы приедете во Владивосток, то обнаружите, что половина названий бухт и других объектов имеют английские названия потому что даны английскими мореплавателями. Дальний Восток вполне мог перейти другим державам, и счет шел на дни. Напомню, что это период, когда шла Крымская война, и англичане с французами атаковали Россию от Петропавловска до Белого моря, шла Опиумная война, в которой Англия и Франция атаковали Китай. Но благодаря действиям наших героев мы успели, мы опередили, мы не позволили захватить эти территории европейским державам, а сделали их российскими. Амур был возвращен, а мог быть безвозвратно утрачен. Причем, герои нашего фильма действовали не только вопреки обстоятельствам, но подчас и вопреки начальству. В Петербурге к их деятельности относились очень неодобрительно. Единственный их союзник в столице – это император. Но, тем не менее, они своего добились. Потому что считали, что служение России важнее, чем собственная карьерная выгода. Если бы не они, то мировая картина была бы совсем иной.
– А про графа Николая Игнатьева в фильме есть?
– Он, конечно, у нас упоминается, потому что он неизбежно должен быть упомянут в связи с Пекинским договором. Но это настолько интересная личность, что он достоин отдельного фильма. Он связан не только с Дальним Востоком, но и с Болгарией, с русско-турецкой войной, со Средней Азией.
– Когда и где премьера?
– 12 марта в Москве в 19:00 московского времени в Музее военной формы Российского военно-исторического музея.
– А широкий круг зрителей когда увидит фильм?
– После московской презентации проведем еще презентацию в Петербурге в академии имени Штиглица, где работает Муравьев-Амурский. В дальнейшем мы планируем передать фильм на региональные телеканалы. Также, наверное, мы запишем диски и распространим по школам, как и в прошлый раз. Чтобы его могли смотреть в школах и использовать как учебное пособие. И будем стараться выходить на федеральные каналы. Некоторые каналы показывают «Албазинские скаски». Например, сегодня звонил друг из Киева – на одном из российских телеканалов показывали наш фильм. И новое фильм мы также постараемся максимально распространить, чтобы все его увидели. И обязательно выложим на нашем канале «Албазинские скаски» в Youtube, но чуть позже. Думаю, это произойдет в течение нескольких месяцев.
Фото: страница в Фейсбуке Андрея Черкасова
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.