К слову «реформа» в образовании, да и в целом в «социалке», относятся по привычке настороженно, с опаской. Потому что реформа, как показывает жизнь, подразумевает возможность сэкономить, сократить и, как модно сейчас выражаться, «оптимизировать». Только какой ценой? Не хотелось бы, чтобы реформенный молох так называемого подушевого финансирования в образовании ударил по тем, ради кого оно вообще существует – по школьникам, забрав у некоторых возможность учиться там, где живешь. Не хотелось бы, чтобы очередная реформа обернулась учительской безработицей, брошенными зданиями сельских школ и сожалением – спустя годы – о чьих-то чиновничьих ошибках и просчетах…
К слову «реформа» в образовании, да и в целом в «социалке», относятся по привычке настороженно, с опаской. Потому что реформа, как показывает жизнь, подразумевает возможность сэкономить, сократить и, как модно сейчас выражаться, «оптимизировать». Только какой ценой? Не хотелось бы, чтобы реформенный молох так называемого подушевого финансирования в образовании ударил по тем, ради кого оно вообще существует – по школьникам, забрав у некоторых возможность учиться там, где живешь. Не хотелось бы, чтобы очередная реформа обернулась учительской безработицей, брошенными зданиями сельских школ и сожалением – спустя годы – о чьих-то чиновничьих ошибках и просчетах…
В живописное приграничное село Корфово Тамбовского района журналиста «Телепорта» привела смятенная весть о том, что там закрывается малокомплектная начальная школа.
…Дощатое здание с высоким крыльцом, как в тереме, выкрашенное в ярко-зеленый цвет, мало чем похоже на храм знаний. Но другие дома в переулке Школьном – еще меньше «тянут» на учреждение образования. На фасаде «зеленого» дома – никаких опознавательных знаков, что это школа. Только во дворе — вросшие в землю автомобильные шины в качестве спортивных снарядов. И вдруг — еле слышная дрожащая трель звонка. Так и есть – это корфовская школа! Какая маленькая – пожалуй, даже меньше среднестатистической деревенской избы…
Пятеро учеников
Внутри помещения обнаружилось два детских пальто и две пары детских сапожек. Школьный гардероб, кажется… Пройдя вдоль узкого коридора с рисунками на стенах и гербариями, захожу в класс. На два ряда парт — две ученицы: первоклассница Таня и второклассница Анжела – это первая смена. Пока девчонки отогревались у калорифера чаем с батоном, приготовленным учителем, пришла вторая смена — третьеклассники Стас и Степа, четвероклассник Коля.
Все пять учеников, числящиеся по штатному расписанию школы, — пришли. (Честно говоря, было опасение, что детей в школе не найдем. Ехали без предупреждения – с Корфово нет телефонной связи. Кто-то мог проспать, приболеть). На всех ребят – один учитель и завшколой в одном лице – Наталья Честнейшая.
Около трех лет назад она приехала сюда с мужем – на заработки! — из разорившегося мазановского хозяйства. Теперь семья снова на чемоданах.
— Школа закроется. Где работать? – с беспокойством говорит сельская учительница. – Женщины у нас в селе – почти все безработные. В девятилетку села Красного воспитателем «продленки» приглашают. За двенадцать километров ездить надо – неудобно. Автобус туда только утром идет – а рабочий день у меня только с обеда начинается. Уедем мы, скорее всего, из Корфова, если школу закроют…
Уедут все
Покинуть Корфово в ближайшее время собираются и два корфовских ученика – первоклассница Таня и четвероклассник Коля Гриневы. Коля – отличник. Тане оценки ставят только по рисованию – тоже пока одни пятерки. Родители ребят три года назад приехали в Корфово из одного бесперспективного села в Шимановском районе. Отца ребят пригласили сюда механизатором, обещали «горы золотые» – зарплату 8-9 тысяч. Обещания оказались пустыми, платили копейки и замучили штрафами – то за «потраву» посевов теленком, то за перерасход солярки. Танин и Колин папа сейчас в поисках другой работы. А тут еще и детям учиться негде. Семья Гриневых собирается на новое место жительства — в Константиновский район.
— Приехали сюда из-за детей, — вспоминает мама ребятишек Людмила Гринева. – Чтоб им было получше, чтоб было где учиться... Когда главу района выбирали, каждый из кандидатов, кто приезжал в Корфово, первым пунктом обещал сохранить школу. А что получилось?
Больше миллиона надо
…Сельская общественность до последнего билась за школу. Родители с помощью местной предпринимательницы вдовы Нины Трапезниковой починили крыльцо школы, новые обои поклеили в классе, игровой, столовой, выкрасили полы. По деревенским меркам храм знаний выглядит ухоженным.
Но вся «закавыка» в том, что здание школы – деревянное. Пятая степень пожароопасности! Стены – доски и фанера, внутри когда-то была стекловата. Школьный электрокотел уже не может протопить помещение. Видимо, стекловата давно осыпалась вниз. В классе стоит обогреватель… Водопровода и канализации тоже нет. Полы в спортзале ходят волнами – где-то подняты, где-то опущены. Их менять давно надо.
Больше миллиона требуется, чтоб отстроить новую кирпичную школу или отремонтировать старую. Только никому это не нужно. На село махнули рукой. Даже магазин закрыли. Племенной крупный рогатый скот – герефорды, — которыми славилось Корфово, перекочевал в Красное.
«Молим бога, чтоб нас кто-нибудь к себе забрал, — говорят сельчане. – Народ у нас работящий. Земля есть. Ну хоть бы какой пункт по приему овощей кто помог организовать. По приему молока – тоже. Излишки сдавать некуда. Погибнем ведь! То хоть китайцы арбузы садили – наши бабы у них работали. Теперь и их нет… Села не будет без школы! Остались одни пенсионеры. А как они будут жить? И застава молчит – хоть бы заступились! Прошли выборы – и к нам глаз никто не кажет… Говорили красивые слова: есть школа — есть село… А что толку?»
Жизнь – не арифметика
Закроется начальная корфовская школа. Детей будут возить в Красное. Есть уже и автобус, полученный по нац-проекту. Затраты в год составят порядка 100 тысяч рублей, просчитали уже в Тамбовском районо. А сейчас затраты на школу – около 600 тысяч в год. Арифметика – простая. Не то что жизнь…
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.