Годы меняют до неузнаваемости не только людей, но и здания. Из восьми кинотеатров в Благовещенске за неполные двадцать лет осталось лишь два (без тех двух, что добавились за это время). «Победа» превратилась в автомастерскую, «Зея» — в строительный супермаркет, в «Октябре» размещаются ресторан, кофейня, банк, продмаг. «Сороконожку» отдали спортсменам. Вывеска на фасаде «Амура» гласит, что здесь ведется реконструкция музея природы…
Годы меняют до неузнаваемости не только людей, но и здания. Из восьми кинотеатров в Благовещенске за неполные двадцать лет осталось лишь два (без тех двух, что добавились за это время). «Победа» превратилась в автомастерскую, «Зея» — в строительный супермаркет, в «Октябре» размещаются ресторан, кофейня, банк, продмаг. «Сороконожку» отдали спортсменам. Вывеска на фасаде «Амура» гласит, что здесь ведется реконструкция музея природы…
Пацаном бегал туда
Совершив экскурсию по местам, где еще в 80— 90-е годы крутили кино, наш корреспондент недосчитался шести «киношек». Здания сами, конечно, стоят, но на них нет даже вывесок, за исключением «Победы».
За полуупавшим деревянным забором с колючей проволокой – та самая «Победа», синий фасад с белой деревянной резьбой. Судя по внешнему виду, здание давно не ремонтировалось. Вывеска проржавела, в слове «кинотеатр» буква «р» накренилась. Таксист, который подвез журналиста до бывшего очага культуры, гордо сообщил: «Пацаном я ходил сюда. Теперь здесь автомастерская».
В 1991 году, когда закрывалось все подряд, когда «видики» «поселились» буквально в каждом доме, заколотили ставни и тут. Власти города делали попытку «поселить» в «Победе» библиотеку или какой-то другой культурный объект, но передумали из-за печного отопления и прочих неудобств.
Позже народ видел, что в здании бывшего кинотеатра жили китайцы. На птичьих правах или вполне законных, неизвестно…
Культурненько!
Внешнее убранство «Зеи» порадовало. Прямо терем-теремок, раскрашенный в яркие цвета. Кино тут не крутят аж с 1987 года. Здание было передано в хозяйство ГСТК. Теперь там – строительный супермаркет. От культуры там, наверное, лишь культурное обслуживание.
Закрывшийся еще в 1991 году кинотеатр «40 лет ВЛКСМ», в народе называемый «сороконожкой», тоже облагораживается снаружи, идет ремонт фасада. Его предназначение — ближе к культуре. Здесь все-таки не строительный магазин, а спортивный интернат. Здание попало лет десять назад в руки Федерации киокушинкай. Вместо одного этажа – стало два.
«Октябрь», где последний фильм показывали в 1990 году, одним из первых оказался в частных руках. Теперь там можно обслужиться в банке, посидеть в ресторане, поиграть в азартные игры, сделать обновку в обувном магазине, прикупить продукты – в бакалее, цветы – в цветочном салоне. И все – культурненько!
«Амур» и ныне там
Не совсем понятна судьба бывшего здания кинотеатра «Амур», закрывшегося в 1990 году. Несколько лет там обитал зоопарк. До сих пор на здании сохранилась табличка «Эколого-образовательный центр управления образования администрации г. Благовещенска». До сих пор по поводу уборки захламленной территории «Амура» звонят экологам: уберите мусор. Те же не успевают отмахиваться: «Давным-давно написали отторжение от бессрочного пользования зданием, потом – землей», — говорят в эколого-образовательном центре.
Вывеска, сообщающая о том, что в «Амуре» «ведется реконструкция музея природы», ничего общего не имеет с действительностью. Собирались там открыть музей, кажется, палеонтологический. Однако все осталось на уровне намерений. Помнится, одна фирма брала здание в аренду для последующего размещения там современного кинотеатра с детским развлекательным центром с различными игровыми автоматами и аттракционами. И даже как будто вела на объекте работы. Имела виды на «Амур» и Благовещенская епархия. Потому что раньше здесь был Шадринский собор, захоронения. Хотели восстановить собор, а в сквере — соорудить часовенку.
Последнее архитектурно-планировочное задание на этот объект выдавалось частному лицу четыре года назад, говорят в управлении градостроительства мэрии. Земля тут – свободная. Словом, попыток было много, а толку…
******
…В ведомостях киновидеопроката Благовещенска есть упоминание о кинотеатре «Дружба», закрывшемся в 1987 году. Правда, даже в киновидеопрокате не смогли припомнить, где он располагался.
Живут и здравствуют лишь два кинотеатра из той восьмерки, где приобщали к искусству посредством кинопленки: «Россия» и «Харбин». Теперь они вместе – киноконцертный комплекс «Благовещенск», а «Харбин» переименовали в «Магнит». Залы кинотеатров, в одном из которых установлен цифровой проектор и есть возможность крутить 3D-фильмы, арендует частная компания. Тут же – игровые клубы, бары, «ночники». Кстати, «сходить в кино» можно сейчас и по другим адресам: в офицерский клуб ДОРА и ДК Профсоюзов.
Из ведомостей киновидеопроката
«Зея»: 1967–1987 годы
«40 лет ВЛКСМ»: 1961-1991 годы
«Союзкино»: 1935-1951 годы
«Октябрь»: 1951–1990 годы (правда, есть упоминание об «Октябре» от 1948 года)
«Амур»: 1958–1990 годы
«Дружба»: 1967-1987 годы
«Россия»: с 1979 года (о «Харбине» информации нет)
В 1916 году в Благовещенске были кинотеатры «Мираж», «Художественный», «Глобус», «Томас» и «Арс». В разные годы упоминаются также «Микрон», «Колос», «Тополек», «Орленок».
«Только на голову не вставали»…
«Что мы только ни делали, только на голову не вставали, чтобы привлечь зрителя», — рассказывает об истории развития киноиндустрии в Благовещенске отличник кинематографии Раиса Чепурихина. Она работала в пяти кинотеатрах города, в том числе в трех директорствовала.
— Приехала в Благовещенск из Ангарска в 1974 году, — вспоминает Раиса Чепурихина. — Предложили должность методиста в кинотеатре «Амур». В то время он был детским. Там проработала два месяца и стала директором кинотеатра «40 лет ВЛКСМ», где отработала два года. Сроду кино не знала, а в «40 лет ВЛКСМ» киновечера по актерам проводила — с фактами из биографии актеров, фрагментами из фильмов с их участием. Сначала сама, потом комсомольцев из 22-й школы привлекать стала. Полные залы собирали – там же ДВОКУ рядом. Помню, как падал потолок в зрительном зале буквально за несколько минут до прихода пионеров. Крыша была худая и обвалилась, засыпав зал камнями. Видно было небо...
Потом меня перевели директором «Октября». Пока не открылась «Россия», «Октябрь» был ведущим кинотеатром в городе: 600 мест в «голубом» зале, 400 – в «зеленом». Фильмы, которые приходили из Москвы через кинопрокат, крутили первым делом в «Октябре», потом – в «Амуре», «Зее», «Победе» и «40 лет ВЛКСМ». У нас тоже проходили киновечера. Артисты из Москвы приезжали: Тамара Семина, Борис Галкин... Думаю, для того и перевели меня в «Россию», чтобы продать кинотеатр. В это время «Харбин» открылся — и весь коллектив из «Октября» перевели туда, а «Октябрь» продали.
До 1995 года в «Россию» столько ходило народу! В субботу и воскресенье кассовый вестибюль был забит до отказа. К себе в кабинет я не могла пройти, по стенке пробиралась. И в «Октябре», и в «России» проводили сеанс-сюрприз. Объявлялось о нем в газетах, но никто не знал названия фильма. Иногда зрители сами проходили в аппаратную и выбирали одну из трех банок с фильмом. Набивались полные залы.
Стало трудно, особенно в 1995-1997 годы. Нечем было платить за отопление — трубы «полетели». «Большой» зал закрыли временно. В «малый» совсем мало народу ходило. Поэтому открыли в курилке видеозал на 30 человек. Сотрудники носили из дома кассеты с фильмами. Что мы только ни делали, только на голову не вставали, чтобы привлечь зрителя. В 1997 году заговорили о фильме «Титаник». В Москве требовали вернуть большую сумму, 50% от стоимости проката — 40 тысяч. Мы заработали на нем в три раза больше. Надо было сразу лететь в Москву и брать еще фильмы. А тут потекла крыша, надо было срочно делать ремонт. В это время пришли ко мне с предложением организовать ночной клуб. (До этого уже был опыт организации «ночника». Мне как педагогу по образованию тогда показалось, что молодежь не в ту струю запускаем: дым столбом, пьют. Отказалась, хотя были проблемы с городской администрацией.) На этот раз согласилась, заручившись поддержкой управления имущества, что они дадут определенную формулу по оплате за аренду. Пошли деньги от аренды, я стала ездить в Москву, Сочи за фильмами. В 1999-2000 годах мы встали на ноги. Занялись оформлением зала по-современному, ремонтом. В «большом» зале уменьшили количество мест и за счет этого сделали проход посередине. Ступеньки ковролином застелили, занавеси красивые повесили, подсветку соорудили. В 2000-2003 годы пошли миллионы. Я была уже на пенсии, и, наверное, кому-то надо было поставить своего директора. Пошли проверки. Что хотели найти — не знаю. Разве можно было думать о том, чтобы в карман себе положить, если надо было думать, как коллектив накормить?!
...Раиса Чепурихина вспомнила еще один любопытный исторический факт. Оказывается, для VIP-персон советского периода в кинотеатрах были специальные места.
— В «Октябре» тринадцатый ряд мог пустовать, но продать билеты туда нельзя было. Считалось, что люди могут прийти в кино в последнюю минуту. В «России» места были расписаны, кто где должен сидеть. Самое главное начальство – Степан Авраменко – должно было сидеть на последнем ряду в центре. С одной стороны — один зам, с другой — второй, и все парами. Иногда жены приходили с подругами, когда мужья в командировках. За все время Степана Степановича я видела два раза в кино, и оба — с женой. В «Октябрь» он не ходил. Но мы места всегда держали.
По поводу специальных рядов для VIP-персон сегодня в кинотеатрах ничего не говорят. Известно лишь, что раздают пригласительные. Впрочем, во время «Амурской осени» для особо важных персон в залах выделяются не только ряды, но и целые сектора.
На распутье
О том, кто сегодня — культурный человек, рассуждает благовещенский шоумен Илья Дементьев:
— Если в учреждении культуры находятся игровые автоматы или ночные клубы, злачные места, как мы их называем, это не причина того, что человек деградирует. Человек сам выбирает, где ему отдыхать – культурно в театре или «культурно» в ночном клубе, распивая пиво. Это говорит не о культуре самой по себе, а о культуре самого человека. Потому что он выбирает. Современный человек стоит на таком распутье, где не одна-две-три дороги, а много. Культурный человек выбирает тот отдых, который ему нужен. Тот, кто сидит в четырех стенах своей квартиры, просматривая фильм на диске, например, ограничен в общении с себе подобными. Все-таки выход в свет, такой, как поход в кино, театр или даже просто прогуляться, уже повышает культуру человека. Просто наша культура формируется именно из общения. Отсутствие ее – это отсутствие познания, отсутствие желания развиваться, когда топчешься на месте.
Прогресс у нас
Не регресс у нас в культуре, а прогресс, считает руководитель управления культуры администрации Благовещенска Александр Дворников:
— Чем сложнее жизнь, тем больше народ стремится к прекрасному. 14 лет назад, когда я пришел на эту должность, у нас был один хореографический коллектив — ансамбль «Ровесники». Сегодня танцевальных коллективов – 37. Разных творческих сообществ — в 2006 году в Благовещенске насчитывалось 225, в 2007 году стало уже 258. У нас 22 театральных коллектива, 42 вокальных, есть цирки, студии моды, чего раньше не было. Не регресс у нас, а прогресс.
— Где они обитают?
— В школах, подростковых клубах, ЦЭВе, бывшей пятой школе. Только в Доме народного творчества, что в горпарке,18 коллективов. А раньше он со всеми коллективами ютился в трехкомнатной квартире на Зейской-Шимановского. Теперь набирает силу и ОКЦ.
«Домик» без молодежи
Так же как многие бывшие кинотеатры далеки от кино, некоторые учреждения в Благовещенске не в полной мере соответствуют своему названию.
Взять, например, Дом молодежи. Двухэтажное здание в центре города строилось на федеральные деньги. Первоначально принадлежало комсомольцам, от которых было передано в ведение общественной организации - Амурского союза молодежи.
Сегодня по зданию снуют китайцы с баулами, тут и гостиница, и, вроде, даже склады для хранения китайского «ширпотреба». Тут есть парикмахерская, развлекательный клуб с игровыми автоматами, бильярд. Имеются мелкие офисы разного ассортимента – начиная от страховой и заканчивая геодезической конторами.
Молодежь в «Домике» (как называли в свое время это здание) тут есть, но либо играющая в автоматах, либо – с китайским паспортом. Ни танцевальных клубов тут, ни вокальных коллективов, ни прочих творческих. Остался военно-патриотический клуб для подростков, о котором, кстати, что-то давно не слышно. Может, «Домик» перестал быть молодежным?
— Нет, — говорят там, — он по-прежнему принадлежит Амурскому союзу молодежи. С начала 90-х никто нас не финансирует. Мы оплачиваем сами полностью услуги ЖКХ, воду, вывоз мусора. Военно-патриотический клуб работает с детьми. Остальное в аренде – игровые автоматы, бильярд и так, по мелочи. Собираемся спортзал открывать. Бесплатный, скорее всего. Закупили спортинвентарь и в ближайшее время начнем работу.
Молодежным организациям не предоставляем площади. Пытались здесь организовать рок-клуб, но что-то у них не получилось. Все понимаем, что Дом молодежи должен заниматься молодежью. Будем исправляться. Но и так занимаемся – вывозим детей в полевые лагеря.
Не видать на здании большой вывески, что была раньше на фасаде: «Дом молодежи». Осталась только мозаичная композиция на риторическую тематику: кавалерист в буденновке с горном, красные звезды — как напоминание о комсомольцах и молодежи.
Культура – «возможность оторваться»
Дворец культуры профсоюзов едва ли таковым является. На счет дворца никто не спорит. А вот с культурой и профсоюзами тут – проблематично. Разве что по бумагам и по принадлежности. Возводился ДК на средства Федерации профсоюзов и до сих пор находится под ее опекой.
Чего только нет в здании сегодня! Банк, игровые автоматы, компьютерный салон, магазины, ресторан и ночной клуб... Здесь крутят кино и проводят развлекательные программы. О профсоюзных «тусовках» на территории ДК слышать не приходилось. Может, они и проходят время от времени, но информация об этом не попадалась на глаза.
Понятно, что здание – в свободном плавании, как говорит директор ДК Нина Епифанцева. Финансировать его перестали спустя год после открытия (зданию в декабре этого года – 20 лет). И надо как-то держаться на плаву.
— Выживаем за счет того, что сдаем часть помещений в аренду, — рассказывает Нина Епифанцева. — «Мир кино» арендует залы. Игровым автоматам сдаем площадь. Средства от этого идут на содержание здания и развитие наших коллективов. У нас студенческий клуб, две школы спортивного танца, колонетика, танец живота, эстрадный коллектив «Имидж» Олега Нерадовских. Здесь родился ансамбль «Мы» Лилии Рахвадзе. Был и народный театр, гитарная, вокальная студии... Федерация профсоюзов отмечала у нас 200-летие профсоюзного движения, они проводят свои мероприятия, конференции, торжества ко Дню Победы.
Нина Епифанцева с ностальгией говорит о временах, когда в ДК проводились молодежные дискотеки, собиравшие по 1000 человек, и соглашается, что культура стала возможностью «оторваться».
— На шоу-программу билет невозможно было достать, а сейчас парочки в сквере с пивом сидят, а к нам не идут. По области вообще – запустенье, клубы стоят «замороженные». Остается надеяться: наконец подумают о культуре. И не только о государственных учреждениях, но и об остальных. Были ж и заводские клубы... Хотелось бы, чтобы здания вернулись к нам, чтоб там занимались коллективы.
Кстати, Федерация профсоюзов контролирует деятельность ДК.
— Финансово-хозяйственная деятельность — в их ведении, — говорят в Федерации. – Им дано право вести хозяйство, но эффективно. Они нам только отчитываются. Пожелания по аренде мы обычно не вносим. Сами занимаются. Иногда можем порекомендовать, если требуют обстоятельства.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.