Очередной учебник вычеркнут из перечня рекомендованных для школы - на сей раз по истории. В одном из самых массовых в стране пособий обнаружена ошибка. Причем в параграфе, посвященном очень важной странице отечественной истории - Второй мировой войне. В связи с тем, что вопросы к учебникам у специалистов, родителей, учителей, школьников в последнее время растут, «Телепорт» предлагает читателям сообщать о найденных ошибках нам в редакцию.
Очередной учебник вычеркнут из перечня рекомендованных для школы - на сей раз по истории. В одном из самых массовых в стране пособий обнаружена ошибка. Причем в параграфе, посвященном очень важной странице отечественной истории - Второй мировой войне. В связи с тем, что вопросы к учебникам у специалистов, родителей, учителей, школьников в последнее время растут, «Телепорт» предлагает читателям сообщать о найденных ошибках нам в редакцию.
Петрозаводск - наш!
Из амурских школ, по всей видимости, в скором времени начнут изымать один из самых популярных учебников по истории для девятого класса. Там обнаружилась ошибка, кочевавшая из издания в издание: наш корреспондент нашел ее и в учебнике за 2010, и за 2012, и за 2013 год на разных (в зависимости от издания) страницах. Возможно, она появилась еще раньше, и никто ее не замечал до марта 2015-го. Речь идет об учебнике «История России. XX - начало XXI века» для 9 класса (авторы - А. А. Данилов,
Л. Г. Косулина и М. Ю. Брандт). В параграфе «СССР накануне Великой Отечественной войны» утверждается, что Советский Союз якобы готов был взамен небольшой территории на Карельском перешейке уступить Финляндии «большие территории СССР, включая город Петрозаводск». Хотя в действительности подобного советское руководство не планировало, а предлагало Финляндии малонаселенные приграничные районы. Отдать такой стратегически важный город, как Петрозаводск, накануне войны было бы большой глупостью, считают историки.
Местный фактор
Ошибку обнаружил Александр Степанов, депутат Заксобрания Карелии - региона, который ошибка в учебнике затрагивает непосредственно. Кто знает, не будь он из этих краев, не интересуйся данной темой, когда бы вообще нашли этот «ляп»?
Летом Министерство образования и науки опубликовало приказ, вносящий изменения в федеральный перечень учебников: одни убрали, другие добавили... В частности, из списка рекомендуемых пособий были вычеркнуты несколько десятков книг, в том числе и учебник с ошибкой про Петрозаводск - вполне вероятно, именно благодаря бдительности карельского депутата. Этот учебник по истории России имеется и в библиотеках амурских школ. Как рассказал нам благовещенец Дмитрий, в этом учебном году с третьей четверти его сын-девятиклассник должен начать заниматься как раз по этой книге. Хотя, вполне возможно, из-за того что учебник исключен из федерального перечня, школьникам предложат другой.
- Такие учебники однозначно надо изымать из учебного процесса, - считает Дмитрий. - В данном учебнике речь идет об истории достаточно изученной. Позиция нашего государства очень мне импонирует: результаты Второй мировой войны пересмотрены быть не могут. Неверная информация из учебника может отложиться в голове ребенка, и попробуй потом переубедить его, что Сталин не хотел отдать Петрозаводск финнам. Ребенок должен видеть, что государство принимает меры, что ошибки исправляются, должна быть вера в справедливость, в закон.
В мае этого года (когда его сын был еще восьмиклассником) Дмитрий лично нашел ошибку в учебнике по географии, по которому преподавали в благовещенской гимназии № 1. Причем ситуация в чем-то похожа на историю с карельским депутатом: грубейшая ошибка касается региона, где живет обнаруживший ее человек. Вполне вероятно, что только дальневосточник, а не житель Карелии, Москвы или Урала мог бы заметить, что в школьном учебнике географии из состава Дальнего Востока «вычеркнули» (а точнее, забыли упомянуть) Чукотку, Еврейскую автономную область и Якутию. Так же кому-то другому, кроме жителя Петрозаводска, было бы затруднительно разглядеть ошибочный пассаж про этот город. В общем, в обоих случаях сыграл «местный фактор».
- Как я нашел ошибку в учебнике географии: заметил, что мой ребенок немного стал не успевать по этому предмету, и у меня возник вопрос - а почему? - продолжает Дмитрий. - Полистав учебник, с удивлением прочитал, как с Дальнего Востока просто вычеркнули несколько регионов. И возник новый вопрос: а может, мой ребенок и не должен понимать такую географию?
Роль учителя
Исключенный из перечня учебник чаще всего позволяют использовать еще в течение трех лет. И, даже если в нем нашли ошибку, какое-то время ученикам и педагогам придется с ней сталкиваться. На первый план выходит умение учителя донести до детей верную информацию. Если ошибка допущена не в параграфе, а в ответах к заданиям (к примеру, в конце учебника по математике или физике), то опытные учителя этим пользуются, чтобы объяснить, что «люди иногда ошибаются» (а ведь учебник писали люди) и чтобы научить ребенка не подглядывать в ответы.
В примере с географией Дальнего Востока учитель обязательно (хочется верить) разъяснит на примере карт, что в учебнике дана неверная информация.
«Выходим из таких ситуаций на уроках мы очень просто. Открываем в атласах политико-административную карту, и все вместе смотрим, какие субъекты входят в состав Дальневосточного региона», - рассказывала нам учитель географии одной из амурских школ Оксана Геращенко.
По поводу непонятных мест в учебниках дети обращаются с вопросами не только к родителям или учителям-предметникам, но и к другим педагогическим или культурным работникам: методистам, библиотекарям, воспитателям и так далее. Например, к методисту Информационно-методического центра - филиала МБУ «Межмуниципальное объединение учреждений культуры Шимановского района» Татьяне
Нохриной (историку по образованию и увлечениям, краеведу - по работе) частенько обращаются любознательные школьники с вопросами.
- Если мы видели расхождение с учебником и энциклопедией, то я старалась обратить внимание детей на авторский коллектив, - объясняет Татьяна. - Упирала на то, что статью в энциклопедии или в хорошем учебнике для вуза (и такие держала в руках) писали академики, а школьные учебники - кандидаты исторических наук. Следовательно, лучше верить тому, кто выше ученой степенью. Обычно дети склонны верить более авторитетным источникам, споров почти не возникало.
У родителей вопросы к учебникам порой возникают не только из-за ошибок, но и из-за не по возрасту сложных заданий. Например, мама благовещенской четвероклассницы Галина нередко сама довольно долго разбирается с заданиями по математике, которые дают в начальной школе.
- Явных ошибок в учебниках я не встречала. Но часто в заданиях не полностью раскрываются условия, - рассказывает Галина. - Сама программа построена так, что нам приходится самостоятельно додумывать, что же хотели сказать авторы. Я считаю, что родитель должен воспитывать, а школа - давать знания. А то, что дается с такого раннего возраста на самостоятельное изучение, - так не у всех родителей есть возможность сидеть рядом с ребенком, это не полчаса и не час. Потому что родителю надо сначала понять самому, найти информацию, а потом донести до маленького ребенка, объяснить так, как объяснил бы педагог. Она не владеет самостоятельным поиском информации, в школе ей этих азов не дали.
Общественная экспертиза
Кто должен находить ошибки в учебниках? По большому счету, их быть не должно вообще или количество должно сводиться к минимуму. Ведь авторы, как правило, доктора или «хотя бы» кандидаты наук, зачастую - лауреаты разнообразных солидных премий и прочее, и прочее. В общем, люди, которые, по идее, знают, что нужно писать в учебниках, а что нет. Книги, предназначенные для школ, исследуют экспертные комиссии, дающие заключения, без которых их не введут в список рекомендованных для школ изданий. Это еще один серьезный «фильтр», защищающий школьников от ложной информации, от некорректных суждений, от откровенно сложных для того или иного возраста заданий. Кроме того, существует так называемая «общественная экспертиза»: издательства выкладывают на своих сайтах «сигнальные» экземпляры учебников, с которыми могут ознакомиться в том числе и учителя, и родители.
Несмотря на все эти меры, ошибки, в том числе весьма резонансные и скандальные, в школьных учебниках обнаруживаются регулярно. Так, недавно мы писали об учебнике по обществознанию, где встретилось такое «размышление»: «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности... Говоря иначе, он не является личностью». Как говорится, без комментариев... Учебник, вызвавший нешуточный скандал, как оказалось, добрался и до Амурской области - он оказался в Моготской школе Тындинского района, Новобурейской школе № 5 Бурейского района, Николаевской школе Зейского района. Сейчас ведется работа по его изъятию из учебного процесса.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.