Бумажные учебники и доска с мелом покидают школы. Им на смену приходят компьютеры, проекторы и интерактивные доски. Компьютеризация школ Амурской области идет полным ходом. Согласно государственной программе развития образования, к 2020 году информатизация российских школ должна достигнуть 100 процентов. В Приамурье достижению этой цели ничего не мешает.
Бумажные учебники и доска с мелом покидают школы. Им на смену приходят компьютеры, проекторы и интерактивные доски. Компьютеризация школ Амурской области идет полным ходом. Согласно государственной программе развития образования, к 2020 году информатизация российских школ должна достигнуть 100 процентов. В Приамурье достижению этой цели ничего не мешает.
Полная компьютеризация
Модернизация школ начала осуществляться в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. Они были приняты для начального общего образования (1-4 классы) в 2009 году, для основного общего образования (5-9 классы) в 2010-м, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) в 2012-м. За пять лет уровень оснащенности общеобразовательных организаций Амурской области учебной компьютерной техникой значительно возрос. В 2014 году он составил 6,9 условного школьника на один персональный компьютер.
В 2011-2013 гг. компьютерное, интерактивное и цифровое учебно-лабораторное оборудование приобреталось за счет областного бюджета. Сумма составила 96568,2 тыс. рублей для всех 29 муниципальных образований региона. С 2014 года компьютерная техника пополняется и модернизируется за счет муниципальных бюджетов и внебюджетных средств.
До чего техника дошла
Те, кто учился в школе лет пятнадцать назад, ЭВМ (электронно-вычислительные машины. - Прим. ред.) видели разве что в кабинетах информатики. Современные школы оборудованы электронными ресурсами гораздо лучше. Например, кабинеты начальных классов МАОУ «Школа № 17» в обязательном порядке оснащены ноутбуком для учителя, интерактивной доской, проектором. Есть также принтер, чтобы можно было быстро распечатать нужную информацию. В старшем звене кое-где еще остались доски, на которых пишут мелом. Объясняется это тем, что начальная школа первой перешла на ФГОС нового (второго) поколения. Соответственно, проводить оснащение электронными ресурсами начали с нее.
Сегодня в результате реализации направления «Подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет» приоритетного национального проекта «Образование» все общеобразовательные учреждения Амурской области подключены к широкополосному Интернету. Скорость передачи данных должна быть не ниже 128 килобит в секунду, с возможностью увеличения скорости до 512 килобит в секунду.
Обучение учителей
С целью приобщить учителей к пользованию современными электронными ресурсами, в частности интерактивной доской, в общеобразовательных учреждениях проводятся мастер-классы. Они осуществляются школьными или приходящими специалистами, обслуживающими учебное заведение.
Использование интерактивной доски значительно упрощает труд педагогов. Другой вопрос, что некоторые учителя до сих пор ее не освоили. Как отмечает Алевтина Василенко, и. о. декана физико-математического факультета БГПУ, приходя на практику в школу, студенты нередко объясняют учителям, как пользоваться интерактивной доской, особенно если практиканты приезжают в глубинку. Там навыки работы с сенсорными экранами у учителей меньше сформированы.
Для работы с интерактивной доской необходим компьютер и проектор. По сути это большой сенсорный экран. Им можно управлять при помощи маркера, который выполняет функцию компьютерной мыши. Доску можно разлиновать. Так выполнять задания по русскому языку гораздо удобнее. Можно, наоборот, перенести изображение тетрадного листа в клетку для занятий по математике. Старательно рисовать мелом различные геометрические фигуры и диаграммы теперь не нужно. Они моментально отображаются на интерактивной доске через компьютер. Очень облегчает этот электронный ресурс и проведение презентаций. Не нужен дополнительный демонстрационный материал.
- Я пользуюсь интерактивной доской примерно 15-20 минут почти на каждом уроке, - рассказывает Альбина Ильина, учитель начальных классов высшей категории МАОУ «Школа
№ 17» Благовещенска. - Возвращаться к старой доске мне совершенно не хочется.
Цифровых приспособлений много не бывает. По мнению Альбины Владимировны, в школы нелишне ввести электронные пропуска. Такое оборудование позволит отслеживать, когда каждый из детей пришел и ушел. Это было бы удобно как для учителей, так и для родителей.
Несмотря на очевидные плюсы интерактивной доски, есть и минусы. Учитель одной из благовещенских школ, который пожелал остаться неназванным, в последнее время стал реже пользоваться этим электронным ресурсом. Заметил, что у некоторых детей из его класса стало падать зрение. Хотя нормы СанПиНа (санитарные нормы и правила. - Прим. ред.) учителем не нарушались. В соответствии с ними просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не должен превышать 10 минут для учащихся 1-2 классов, 15 для 3-4-х, 20 для 5-7-х и 25 для 8-11 классов. Если изображения динамические, то допустимое время для показа увеличивается на пять минут.
Не по старинке
Электронными ресурсами оснащены не только школы Амурской области. Вузы Приамурья модернизация образования также затронула. В частности, в Благовещенском государственном педагогическом университете будущих педагогов куют при помощи современной электронной техники. В БГПУ с интерактивными досками студенты занимаются регулярно. Физико-математический факультет университета оснащен интерактивными досками в полной мере, другие факультеты также не обижены. Сенсорные экраны для всех аудитории просто не нужны.
- Учителя в школах работают на интерактивных досках. А мы готовим будущих педагогов, поэтому учим их работе с этим электронным приспособлением, - объясняет Алевтина Василенко. - Советуемся со студентами, какие виды заданий целесообразнее проводить на интерактивных досках, а что лучше отрабатывать при помощи других средств.
К каждому сенсорному экрану должно быть свое программное обеспечение. В разных школах «начинки» досок могут отличаться. В БГПУ студентов учат приемам, позволяющим сориентироваться на месте и использовать возможности электронного ресурса, с которым предстоит работать.
В распоряжении современных студентов гораздо больше компьютеров. Это позволяет решить проблему дистанционного обучения. Сегодня «н» в журнале не освобождает от выполнения заданий. Их студенты, пропустившие занятие, присылают преподавателю на электронную почту. Кроме того, проводятся интерактивные лекции, а в библиотеке университета есть внушительная база электронных учебников.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.