Амурчане выбрасывают на помойку все, что считают ненужным - устаревшим, надоевшим, мешающим. Причем для одних это - старый хлам, для других - вполне пригодные к использованию вещи. Наполнение «натюрмортов» у мусорных баков зависит от элитарности района и степени зажиточности его обитателей. Что выбрасывали в утиль десять лет назад, от чего избавляются сейчас - о динамике мусорных «перфомансов» рассказал благовещенский дворник Сергей Нифашев.
Амурчане выбрасывают на помойку все, что считают ненужным - устаревшим, надоевшим, мешающим. Причем для одних это - старый хлам, для других - вполне пригодные к использованию вещи. Наполнение «натюрмортов» у мусорных баков зависит от элитарности района и степени зажиточности его обитателей. Что выбрасывали в утиль десять лет назад, от чего избавляются сейчас - о динамике мусорных «перфомансов» рассказал благовещенский дворник Сергей Нифашев.
Все ненужное - на слом
Дворник, отчасти археолог. Для последнего - настоящая удача во время раскопок древнего городища наткнуться на помойку. По предметам, найденным в культурном слое, ученые могут составить мнение о бытовых привычках наших предков, их кулинарных пристрастиях, уровне промышленного развития, модных тенденциях эпохи и так далее. Так и дворник, ежедневно убирающий зону ответственности, наблюдает, как меняются предпочтения сограждан в их повседневной жизни.
Однако одно дело - наблюдать. Другое - делать выводы, составлять мнение, делиться им с окружающими, а главное - спасать ценные, с точки зрения дворника, вещи.
- За десять лет дворницкого стажа, - рассказывает Сергей Нифашев, - довелось увидеть у мусорных баков немало вещей, переставших находить применение у жителей областного центра. Конечно, с новой бытовой техникой, мебелью, одеждой люди расставаться не спешат. Основная часть утиля - из категории «Мечта старьевщика».
Безжалостно избавляются благовещенцы от примет советской эпохи. Обыватели ревностно следят за модными тенденциями, стыдясь «совдеповских» диванов, шкафов-стенок, кухонных гарнитуров «а-ля Дубравушка», паласов...
- Неприлично стало жить в таком окружении. Причем не только молодежь грешит «обновами», - объясняет Сергей Нифашев. - Пенсионеры тоже хотят пожить «красиво». Не знаю, могут ли они себе это позволить… Сказался финансовый кризис на их благосостоянии или у них, как и у меня, есть альтернативные источники доходов. Только все чаще вижу, как на помойку «выводят» добротную мебилировку.
Что еще выбрасывают? Старые холодильники, стиральные машины, пылесосы, утюги, стереопроигрыватели, магниторадиолы, пленочные видеомагнитофоны и видеокамеры, фотолаборатории и многое другое. Основная часть - «рожденные в СССР». Вся эта техника, стоившая колоссальных денег и приобретавшаяся в кредит «из-под прилавка», сегодня превратилась в пережиток прошлого. К слову, если в начале дворницкой карьеры Сергей подбирал особо ценные экземпляры радиоэлектроники у мусорных баков, то сейчас жильцы сами приносят ему интересные находки «с антресолей» (верхняя глубокая полка в шкафу).
- Как мне говорят люди - ты же все равно раритеты собираешь на участке. Зачем двойную работу делать, мы лучше сами к тебе в подвал все притащим, - объясняет Сергей Нифашев. - Я потом все, что возможно, реставрирую (запчасти можно в современной «рембыттехнике» найти или по интернету заказать) и передаю в музеи. Основная часть «найденышей» попадала раньше в местное хранилище истории, но сегодня там отказываются брать экспонаты. Причина - негде хранить, фонды и экспозиции переполнены. К тому же, по словам специалистов, предметы советской эпохи пока еще не относятся к старинным и редким.
Из недавних находок в «спецхране» Нифашева катушечные магнитофоны «Яуза» и «Днепро», магниторадиола «Романтика» (музыкальный комбайн - магнитофон катушечный, стерепроигрыватель и радиоприемник), венский стул... Все вышеперечисленное требует реставрации. Дальнейшая судьба музыкальных аппаратов пока не определена - останутся ли они в подвале или попадут в музейные коллекции. А на венский стул уже есть заявка от драмтеатра.
Среди прочего мусора выносят благовещенцы на помойку пленочные видео- и аудиокассеты, DVD-диски, грампластинки (в последнее время все реже), одежду и обувь разной степени поношенности, детские игрушки, сломанную современную бытовую технику.
- Добротные вещи и игрушки в пакетах обычно стараются поставить в сторонке, чтобы не запачкались. На контейнерах оставляют откровенное тряпье, годное разве что для подсобных работ, - комментирует Сергей Нифашев. - Как правило, все это быстро забирают. Вещи поприличнее чаще всего уносят малообеспеченные люди. Стараются делать это незаметно - стыдятся «честной бедности». Что-то достается маргиналам, они роются в мусоре не скрываясь. Одним словом, сегодня площадки для сбора мусора превращаются в общественные бесплатные универмаги. Если вдруг пакеты не успели унести, мусоросборник все вывозит подчистую вперемешку с другим хламом.
Другой вопрос, почему люди выбрасывают технику, не попытавшись ее отремонтировать? Благовещенский дворник считает, что просто не хотят мороки. Впрочем, и ремонт часто влетает «в копеечку». К тому же всех уже приучили к кредитам, займам, рассрочкам.
- У нас в стране наблюдается парадокс. Мало желающих созидать, работать руками на производстве. Да и производства как такового, особенно в нашей области, в стране нет. Зато все стремятся потреблять все больше и больше, - резюмирует Сергей Нифашев. - У нас ведь сегодня даже в колониях осужденных привлекать к труду не могут без их на то согласия. Про детский труд вообще лучше не заикаться. А ведь первые советские цейсовские фотоаппараты ФЭД в 30-е годы прошлого века собирали бывшие беспризорники. Дети выполняли весь цикл - от вытачивания деталей до сборки готовой продукции. Такое трудовое воспитание на самом последнем слове той техники. Парней готовили для работы на производстве. Настраивали на будущее - вы делаете новейшее оборудование, а будете создавать еще более современные вещи. Детей с улицы привлекали к высокотехнологичному труду.
Друзей на помойку не выбросишь
Массово выбрасывают книги. Особенно классическую литературу. И эта тенденция не ослабевает с годами. Казалось бы - все уже выбросили. Ан нет. Из подобранных на помойке книг у Сергея Нифашева сложилась небольшая библиотека в его подсобке.
- Я домой экземпляры из мусорки не приношу. Все же они среди отбросов обнаружены, - делится Сергей. - Да и подбираю не все подряд, а только самое-самое…
К примеру, бульварные романы и дешевые детективы-«штамповки» благовещенский дворник оставляет без внимания. Его добыча - классическая литература, энциклопедии, подшивки редких журналов. Наша беседа происходит в подвале, где Сергей хранит своих «найденышей». Из последних приобретений - собрание сочинений Александра Беляева (помните, «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»). В одном из томов прежние владельцы припрятали ваучер (приватизационный чек, на который в 90-е годы прошлого века теоретически можно было приобрести часть госимущества). Жаль, что сейчас этот финансовый документ утратил какую-либо ценность.
- В конце прошлого века книга служила своеобразным мерилом образованности и духовности, - говорит Сергей Нифашев. - Конечно, это мое личное мнение, но с ним согласятся многие поклонники качественного чтения. Знания, почерпнутые из книг, оставались с человеком навсегда. Сегодня приоритеты поменялись - у многих сограждан во главе угла ценности материальные, стало быть - преходящие. Для меня же книги были и остаются друзьями, которых на помойку не выбросишь.
Мечты благовещенского дворника
Материальные символы эпохи, в том числе культурное наследие 20-го века, должны воспитывать уважение к предкам у современных молодых людей. Это убеждение Сергей Нифашев пытается нести в массы. Но...
- Мне рукоплещут все - пресса, руководители культурных учреждений, местные власти - «Ай да Нифашев, ай да молодец!», - смеется Сергей Нифашев. - Вы тоже похвалите. И на этом все... А у меня мечта - создать в одном из уголков города интерактивный музей под открытым небом. Как в Петрозаводске, Тальцах и других уголках России, где сохраняют культурно-историческое наследие, не ограничиваясь привинчиванием очередной мемориальной таблички к современному зданию, построенному на снесенных руинах рядовой исторической застройки.
По замыслу Нифашева, это должна быть улица или даже целый район с домами кузнеца, гончара, ткача, пряхи и так далее. Здания можно привозить из других городов области и восстанавливать на месте. В мастерских воссоздать типовые интерьеры, найти мастеров-умельцев. Пусть учат молодежь старинным народным промыслам. В одном из домов разместить «советскую комнату». Поставить проводной телефон, ламповый телевизор, радиоприемник, проигрыватель... И чтобы все работало. Разрешить посетителям все трогать руками, включать/выключать... А на улице смонтировать газовые фонари и пустить пролетку с извозчиком... Смешение эпох и стилей не нанесет вреда, а даст ясную картину преемственности.
Выбросить можно все. Но вместе с материальными свидетельствами ушедших веков на свалку отправляются достижения инженерной мысли минувших лет, когда-то совершившие научно-технический прорыв, трудолюбие, умения, таланты, упорство и мечты российских новаторов и простых ремесленников.
- Мы надстройка, базисом были они - наши предки - далекие и близкие, - уверен Сергей Нифашев. - Именно они двигали технический прогресс. Поэтому надо сохранять их наследие, чтобы поколения видели - мы не вчера родились и стоим на плечах сотен изобретателей.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.