В ее состав вошли восемь учащихся и выпускников Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства, Амурского многофункционального центра профессиональных квалификаций, Амурского технического колледжа, Амурского колледжа сервиса и торговли, Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В ее состав вошли восемь учащихся и выпускников Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства, Амурского многофункционального центра профессиональных квалификаций, Амурского технического колледжа, Амурского колледжа сервиса и торговли, Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Очень серьезно
Наша страна присоединилась к «Олимпиаде для рабочих рук» лишь в 2012 году. Спустя 65 лет после старта движения в Европе (Испания, 1947 год). Все эти годы идеи олимпиады пропагандировались по всему миру. В первую очередь это популяризация рабочих профессий, повышение престижа человека «с мастерком в руках», совершенствование системы профессионального образования. В большей степени игры WorldSkills Russia ориентированы на студентов и выпускников профессионально-технических колледжей, которые обучаются рабочим специальностям. Право на участие также дается молодым рабочим и студентам вузов при условии соблюдения возрастного ценза - 18-23 года.
Олимпиада рабочих в России проходит в несколько этапов: отборочные соревнования в регионах, затем полуфинал в федеральном округе и финальный тур в Москве. По его итогам формируется сборная России для поездки на чемпионат мира, который проводится раз в два года на рабочих площадках одной из стран, входящих в международное некоммерческое движение WorldSkills. На всех этапах применяются единые стандарты магистральных направлений, компетенций (профессий) и критерии оценки.
Так, конкурсы профессионального мастерства в рамках WorldSkills Russia охватывают сферы: строительство, информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, услуги, обслуживание гражданского транспорта.
Для того, чтобы полностью соответствовать международным стандартам WorldSkills, в России приступили к модернизации образовательного процесса в колледжах и училищах. Речь идет не только об обновлении образовательных программ, но и о совершенствовании материально-технической оснащенности.
В существующих реалиях студенты получают профессиональные навыки на том оборудовании, которым располагают учебные заведения. Выезжая на региональные состязания, ребята порой сталкиваются с необходимостью показывать мастерство в совершенно других условиях.
- В апреле прошлого года мы побывали на полуфинале Национального чемпионата в ДФО в Якутии, - рассказывает заведующий учебными мастерскими Амурского колледжа транспорта и автодорожного хозяйства Юрий Плохотник. - Наши студенты показывали свои навыки в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Нельзя не отметить высокий уровень организации и проведения. Соревноваться пришлось на рабочей площадке крупного авторемонтного комплекса, оборудованного новейшими механизмами и инструментами. Ребятам тогда предложили исправить поломки в ультрасовременных японских автомобилях. В общей сложности в программу входили пять модулей различной сложности. В том числе надо было устранить течь в стойках, определить причину отсутствия зажигания (намеренно вывели из строя электронику), разобрать мотор «Жигулей» и коробку передач. За процессом следили наставники-профессионалы из числа сотрудников комплекса. По ходу диагностики и ремонта они задавали испытуемым вопросы, просили прокомментировать и обосновать действия. Оценивали более чем по 100 критериям. На площадку не пускали сопровождающих, чтобы избежать субъективности. В итоге на тех соревнованиях мы заняли 4 место, вошли в десятку сильнейших.
Примкнули к рядам
Амурская молодежь влилась в ряды движения WorldSkills Russia лишь весной прошлого года, когда губернатор Александр Козлов и генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Андрей Никитин подписали «дорожную карту» на деловой встрече в Москве.
Хотя конкурсы профессионального мастерства для учащихся профтехучилищ области проводились и раньше. Вот только критерии оценки и требования существенно отличались от стандартов WorldSkills. Они были менее жесткие.
Первые отборочные региональные соревнования по международным стандартам WorldSkills прошли в области в сентябре прошлого года. Тогда в них приняли участие 25 молодых рабочих (выпускников) и студентов из профессиональных образовательных учреждений. Знания и навыки оценивали 38 экспертов. В этой роли выступили работодатели, представители органов местного самоуправления, руководители предприятий и организаций, педагоги. Состязания проходили на трех рабочих площадках Благовещенска и Белогорска: в Амурском многофункциональном центре профессиональных квалификаций, Амурском колледже транспорта и дорожного хозяйства, Амурском колледже сервиса и торговли. Молодые профессионалы показывали мастерство в пяти компетенциях - каменщики, повара, сварщики, сантехники и автомеханики.
Победители отборочных состязаний Денис Егоров (Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства), Константин Кирюшин и Кирилл Бондаренко (Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций), Иван Бондарчук (Амурский колледж сервиса и торговли), Алексей Бикшаев (Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства) должны были отправиться на финал чемпионата рабочих профессий по стандартам WorldSkills Russia Дальневосточного федерального округа 2016 года.
Режим тренировок
Впоследствии состав амурской команды молодых профессионалов был пересмотрен. Некоторые ребята выбыли. Среди причин - несоответствие возрастной категории и призыв в армию. Им на замену подыскали кандидатов из числа студентов областных среднеспециальных училищ.
- Победитель от нашего колледжа не сможет поехать на чемпионат, так как в январе уже закончил обучение (2,5 года) и готовится к призыву в армию, - объясняет заведующий учебными мастерскими Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства Юрий Плохотник. - Пришлось подыскивать достойную замену. Для этого на уровне колледжа провели отборочный конкурс. При допуске к нему рассматривались кандидатуры студентов, аккуратно посещающих занятия, показывающих высокие результаты на практических занятиях с самого начала обучения в колледже. От каждой группы, начиная с первого курса, отобрали по 2-3 перспективных учащихся. Провели между ними конкурс профмастерства. Теоретические вопросы по специальности, практика - слесарная обработка металла, разбор узлов и агрегатов автомобиля, диагностика с выявлением неисправностей и устранением поломок. В итоге победителем внутреннего конкурса стал второкурсник Сергей Габ. В Хабаровске он выступит в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Сейчас молодой мастер усиленно тренируется. Совершенствует навыки не только на лабораторных стендах, но и решает практические задачи в автомастерской при колледже. Под присмотром наставников диагностирует и устраняет неисправности в автомобилях благовещенцев.
Готовится к соревнованиям и Владислав Захаров, также студент Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства. Ему предстоит показать высокий уровень мастерства в компетенции «Кирпичная кладка». Сегодня он усиленно занимается с наставником-мастером производственного обучения Ларисой Паденковой.
- Занимаемся после уроков по два часа, по настоянию Владислава, хотя он и так очень хорошо владеет и теорией, и практикой, - рассказывает наставник. - Разыскали в Интернете задачи, которые ставились перед участниками предыдущих соревнований, и разбираем их. Также Владислав учится сочетать в одной кладке несколько сортов кирпича: красный, желтый, силикатный, одинарный, утолщенный. Мы не знаем, дадут ли участникам компетенции «Кирпичная кладка» готовый раствор для работы или придется готовить его самостоятельно. Поэтому повторили компоненты, дозы, способы приготовления и пути применения.
На состязаниях в Хабаровске Владиславу предстоит читать чертежи, выполнять каменную кладку разной степени сложности (однорядная, трехрядная, многорядная, кладка арок, декоративная кладка), обязательно соблюдая заданную толщину швов. К тому же заданные объемы надо будет уложить за определенное время, разбирать чертежи, учиться комбинировать разные виды кирпича в одной кладке. Одни словом, все не так просто.
Студентка Амурского технического колледжа (Тында) Шарлотта Распутина тоже будет бороться за звание победителя в Дальневосточном чемпионате WorldSkills Russia в компетенции «Кирпичная кладка». Ее наставник мастер производственного обучения Мария Богданова поедет на чемпионат в качестве эксперта. Она говорит, что у второкурсницы Шарлотты серьезный потенциал. Сейчас они усиленно занимаются в учебной мастерской. Помогает в тренировках каменщик-производственник Николай Новосад. Сама Шарлотта не боится возложенной на нее миссии, уверена в своих силах, хотя признается, что волнение есть.
- В подобных соревнованиях выступаю не впервые. Есть опыт конкурса профмастерства в Белогорске в 2014 году, - рассказывает Шарлотта Распутина. - Сейчас я получаю второе образование по профилю «Мастер общестроительных работ». До этого получила квалификацию «Маляр, облицовщик-плиточник». Сферу строительства выбирала осознанно. Планирую продолжить образование в вузе, пока не определилась со специализацией. Вообще мне очень повезло с педагогами. (Особенно с преподавателем математики Мариной Куйдиной.) Благодаря ей, у меня не возникает трудностей с расчетами, чтением чертежей и прочими техническими профессиональными моментами.
Также в составе команды амурских молодых профессионалов в Хабаровск поедут Денис Егоров (компетенция «Кирпичная кладка») - Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Людмила Сидорова (компетенция «Технология моды») и Иван Бондарчук (компетенция «Поварское дело») - Амурский колледж сервиса и торговли, Кирилл Бондаренко (компетенция «Сантехнические работы») и Юрий Гора (компетенция «Сварочные работы») - Амурский многофункциональный центр профессиональных компетенций (Белогорск).
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.