Новая постановка «Женский монастырь» ожидает амурских зрителей 26 мая. Примечательно, что водевиль несколько лет назад уже шел на театральной сцене областного центра. Режиссер постановки, как и в прошлый раз, любимый амурчанами народный артист Владимир Матвеев.
Новая постановка «Женский монастырь» ожидает амурских зрителей 26 мая. Примечательно, что водевиль несколько лет назад уже шел на театральной сцене областного центра. Режиссер постановки, как и в прошлый раз, любимый амурчанами народный артист Владимир Матвеев.
Аристофаном пьесу не испортишь
В 1995 году поставленная Матвеевым комедия Владимира Дыховичного и Мориса Слободского «Женский монастырь» была принята зрителями на «ура». Постановка сыграна более ста раз как в областном центре, так и в других городах и селах Приамурья. Комедия оставалась в репертуаре амурского театра около пяти лет. Спустя двадцать водевиль вновь оказался востребованным. В поисках материала для новой постановки руководство театра вспомнило про «Женский монастырь» и предложило Владимиру Матвееву вдохнуть в него вторую жизнь.
- Сейчас очень мало комедийных пьес. Нормальных, человеческих, - объясняет народный артист РФ Владимир Матвеев. - Не пишут их современные авторы. «Женский монастырь» - любимая мной пьеса. Она о том, что природа создала нас продолжать род, жизнь продолжать. Про любовь. Женщина не может без мужчины, и мужчина - без женщины.
Забывающим эту простую истину приходится туго. По сюжету пьесы женщины одного небольшого городка обиделись на своих супругов за излишнее внимание к артистке филармонии, которую очень убедительно играет Ольга Зорина, и все до единой ушли в монастырь. Покинутым мужчинам пришлось самим стирать, детей кормить и управляться с пылесосом. Что, как оказалось, совсем не просто. То пылесос дует в другую сторону, то белье даже при помощи столярного клея не отстирывается.
При работе над постановкой Владимир Матвеев приложил руку не только к режиссуре, но и к оригинальному тексту комедии. Артист дополнил ее выдержками из «Лисистраты» Аристофана. По словам Владимира Гавриловича, «Женский монастырь» - не возобновление старого материала, а совершенно новая постановка. В первую очередь, это другие декорации. В старой постановке было много арок, будто из древней Греции. В новой их заменят обычные балконы, какие украшают дома современного города. Изготовление декораций доверили хабаровскому художнику Сергею Киму. Задействованы в новом «Женском монастыре» другие актеры, готовится свежее музыкальное сопровождение. Его пишет для постановки Юрий Еременко. Комедия очень живая, в ней много хореографических номеров, динамики.
- Двигайтесь, двигайтесь по сцене, для чего сцена-то нужна, - дает Владимир Гаврилович указания актерам. Полным ходом идет репетиция. - Двигаться надо, на этом держится картина!
Матвеев даже в качестве режиссера следит за действом не из зрительного зала, а со сцены. Всплескивает руками, хохочет, вскакивает со стула, чтобы проиграть с актерами целые куски пьесы.
- Некоторые говорят, мол, у Матвеева актерская режиссура, - удивляется артист. - Что это значит, понятия не имею. По мне, режиссура она и есть режиссура.
Репетиция пьесы проходит в дружеской и непринужденной обстановке. Актеры советуются с режиссером, перебрасываются шутками.
- Саша Симонец, помоги нам походить по сцене, - смеется Матвеев.
- Я и побегать могу, - парирует Симонец.
К слову, о недавно вошедшем в труппу театра столичном актере Александре Симонце Владимир Гаврилович говорит с уважением. Отмечает, что они общаются друг с другом на одном языке. Хороший артист хорошего артиста сразу видит, как говорится. Доволен Матвеев и актерским составом «Женского монастыря». Хвалит режиссер, в частности, Олега Бойко, Никиту Жидовленко, Максима Клепалова, Юлию Стафиевскую. Даже мировых звезд театра и кино в свою постановку Владимир Гаврилович брать бы не стал. Актеры амурского драматического с ролями и так прекрасно справляются.
«На меня ставили «Тартюфа»
Матвеев в качестве и режиссера, и актера чувствует себя органично. Поставленных им спектаклей около двадцати. Помимо «Женского монастыря» артист режиссировал, например, пьесу Андрея Иванова «Жениха вызывали?» и театральную фантазию «Река любви» Нины Дьяковой.
- Если пьеса не нравится, нельзя за нее браться, - делится Владимир Гаврилович. С пьесой надо переспать, ее надо полюбить. Дойти до кондиции, чтобы аж руки чесались и мозги. Только тогда и можно делать.
Сейчас у Владимира Матвеева руки чешутся поставить современную пьесу «Деловой ужин в семейном кругу» («Деловой ужин в домашней обстановке» Антона Финка. - Прим. ред.) Режиссера заинтересовала ее проблематика. В комедии затронуты актуальные на сегодняшний день вопросы карьеры и продвижения по службе.
Ролей, сыгранных народным артистом, в разы больше, более двухсот. Все как одна - характерные. Тут и Фамусов из грибоедовского «Горе от ума», и Хлестаков с Городничим из гоголевского «Ревизора», и Лир из шекспировского «Короля Лира». Среди сыгранных ролей много любимых. Тот же король Лир, к примеру, Тевье-молочник из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва» или сеньор Монтекки из трагикомедии того же автора «…Чума на оба ваши дома!»
С этой пьесой у артиста связан забавный случай. Однажды во время спектакля после реплики Матвеева (сеньора Монтекки): «Да, по этому поводу надо было бы выпить» - зрительница из первого ряда протянула артистам шампанское. Актерам что делать, взяли. Играют дальше. По тексту реплика: «Закусить бы…» Та же зрительница подносит к сцене коробку «Птичьего молока». Естественно, дальше играть невозможно. Актеры минуты три сценического времени смеялись, не могли успокоиться. Зрители экспромт оценили. В зале хохотали и громко аплодировали.
Курьезных случаев за театральную жизнь Владимира Гавриловича накопилось немало. Они происходят практически на каждом спектакле. То кто-то из актеров слова забудет, то у кого-нибудь штаны свалятся. Правда, артисты областного драматического профессионалы своего дела, так что выкручиваются на месте.
Владимир Матвеев большую часть своей сценической жизни провел в Амурском драматическом. До этого восемь лет играл в театре Комсомольска-на-Амуре. Во время гастролей Матвеева заприметил Николай Федорович Стародуб, директорствовавший в то время в амурском театре. Месяц за артистом ходил, даже труппу подговорил, чтобы убедили перейти к ним в театр. Уговорили. После на другие театральные сцены народного артиста зазывали не раз. Приглашали в театры Украины, Средней Азии, Сибири. Он отказывался. Артисту близка сцена амурского театра. Да и ролей у него здесь хоть отбавляй. Многие режиссеры специально приезжали и приезжают ставить роли на Матвеева. В частности, роль Тартюфа по пьесе Мольера.
Единственное, о чем сокрушается артист, прежде актеры шли на сцену ради ролей. Теперь вынуждены не служить театру, а в нем работать. Мысли о материальном, по мнению Владимира Гавриловича, не слишком способствуют творчеству.
«В моей семье театралов нет»
Любопытно, что стать актером Владимир Матвеев в детстве не мечтал. Задатки к лицедейству были, вот и решил паренек из приморской деревни поступать в Уссурийское культпросветучилище. Узнал про него будущий народный артист РФ из газеты «Красное Знамя». Проучившись в Уссурийске два с половиной года, получил диплом режиссера народного театра. После армии поступил на театральное отделение открывшегося во Владивостоке вуза.
- У нас в семье театралов нет, - улыбается артист. - Мои братья все шоферы. Интерес к театру прослеживается только у племянника. Он даже специально ездит во Владивосток, чтобы посетить театр Горького.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.