Воссоединение Крыма с Россией станет одной из новых тем современной истории России. Насколько готовы в области к подаче предмета и как объективно рассказывать о проблемах, связанных с политикой, поделились сами преподаватели.
Воссоединение Крыма с Россией станет одной из новых тем современной истории России. Насколько готовы в области к подаче предмета и как объективно рассказывать о проблемах, связанных с политикой, поделились сами преподаватели.
Будет ли включено Приамурье в перечень регионов проекта «Урок современной истории России», пока неизвестно. Ответить на этот вопрос в федеральном ведомстве, куда мы позвонили, корреспонденту «Телепорта» пообещали в ближайшее время. Сами амурские педагоги считают, что ничего кардинально нового проект не принесет. Современные крымские события уже рассматривают в рамках истории России.
- В институте развития образования уже есть разработки, по которым мы обучаем учителей. Тема присоединения Крыма в них обязательная. С 2014 года был введен новый учебно-методический комплекс в издательствах «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», в котором рассматриваются эти вопросы, - рассказала старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Амурского областного института развития образования, куратор предметов историко-обществоведческого цикла Елена Казакова.
Взвешенные оценки
- Я предполагаю, что это будет исключительно урок истории, а не политинформация. В последнем случае говорят именно о сегодняшних событиях. Здесь же имеет место именно прошлое. Из-за текущей ситуации в мире нужно говорить как о плюсах, так и о минусах, объяснять, какое отношение это событие вызвало к России со стороны США. Думаю, наши учителя истории вполне подкованы в этом вопросе и смогут дать правильную оценку и характеристику событиям, аргументировать, почему все должно происходить именно так, а не иначе, - высказала свое мнение Елена Казакова.
Безусловно, сложности в преподавании современной истории подстерегать педагогов будут - очень много спорных вопросов и точек зрения. Последние должны быть представлены все. Но решать, что правильно, должны сами дети. В этом деле учителя могут только помочь, приводя аргументы в пользу обеих сторон.
- Если мы говорим о современном периоде, называем воззрения и наших классиков, и классиков Европы. Оперируем словами нашего президента, других представителей власти и, конечно, тех видных деятелей, которые сегодня действуют в европейских странах. Потом все выносим на обсуждение, - подчерк-нула педагог.
Факты без последствий
Доцент кафедры истории России БГПУ, кандидат исторических наук Дмитрий Болотин считает, что трактовать историю, связанную с возвращением Крыма, молодым умам лучше только в одном ракурсе, а в идеале педагог должен ограничиться изложением фактов. Конечно, искать другие мнения ученику не запретишь. В этом случае задача учителя - дать точку зрения, которой придерживается государство, а не засорять голову школьнику разными точками зрения современных политологов и историков.
- История как наука выявляет причинно-следственные связи. С этой точки зрения мы не можем причислять присоединение Крыма к истории. Но это событие, которое произошло в прошлом. Поэтому теоретически говорить о нем на уроках можно, но браться за его интерпретацию не стоит. Вопрос «хорошо или плохо» вообще не должен ставиться по отношению к истории. Историческое образование в школе должно идти по единой системе - без разноголосицы. Историю нужно знать, а не осуждать, - считает Дмитрий Болотин.
Еще одна причина, по которой учителям истории лучше не выходить за рамки, в том, что история современности как блок знаний еще не устоялась во времени.
- Академик Алексеев говорил, что до подлинной истории - от сегодняшнего дня минус 50 лет. История состоит из событий и последствий. А как можно узнать последствия вчерашнего дня? Можно выявить причины, но о следствии говорить пока нельзя. Даже реальное место в истории, которое занимает Октябрьская революция, мы узнаем только сейчас, и до сих пор это событие не имеет однозначного толкования, - подытожил Дмитрий Болотин.
Справка
Всероссийский проект «Урок современной истории России» стартовал при поддержке Совета Федерации Центром молодежных программ «Отечество» с октября по декабрь прошлого года. Его реализация началась в восьми пилотных регионах - в Камчатском крае, Томской, Тюменской, Кировской, Ленинградской, Ивановской областях, Кабардино-Балкарии и Крыму.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.