В амурские школы возвращается астрономия. За двадцать лет, когда она была исключена из учебной программы, кое-где изучение не прекращалось. Отдельные директора-энтузиасты оставили предмет, и ее преподавали на уроках, факультативах или в кружках. Кстати, нашему корреспонденту повезло в этом плане - окончил школу в 2000 году, но астрономию застал. Учитель физики был хороший, идейный и увлеченный.
В амурские школы возвращается астрономия. За двадцать лет, когда она была исключена из учебной программы, кое-где изучение не прекращалось. Отдельные директора-энтузиасты оставили предмет, и ее преподавали на уроках, факультативах или в кружках. Кстати, нашему корреспонденту повезло в этом плане - окончил школу в 2000 году, но астрономию застал. Учитель физики был хороший, идейный и увлеченный.
Уровень подготовки у амурских учителей для преподавания астрономии разный - одни вели уроки без перерыва, а другим сейчас нужно подтянуть свои знания. Кто-то преподавал еще в 90-е годы и ранее, а есть среди учителей и представители молодого поколения, не заставшие астрономию даже как школьники.
Во многом поэтому в Амурской области в одних школах начали уроки астрономии уже с 1 сентября, а в других предпочли стартовать со второго полугодия. Курс предусматривает 35 часов в год.
В Приамурье 212 учителей физики для подготовки к ведению уроков астрономии записались на курсы в областной институт развития образования. Амурские школы заказали учебники и методические материалы по астрономии и уже получили их.
- Вы знаете, у учителей глаза горят. Они очень страдали от того, что этот учебный предмет был исключен, - рассказывает Лидия Дмитриева.
Астрономия уже постепенно проникает и в вопросы на ЕГЭ по физике. Например, в этом году некоторые задания касались физических законов, которые невозможно рассматривать без представлений о Вселенной. А в будущем - в билеты включат уже вопросы, касающиеся конкретно астрономии. В частности, выпускникам предложат показать свои знания о свойствах звезд и планет, а также астрометрии и астрофизики.
Для уроков астрономии прибыли несколько учебников. Один из них - это переработанное и дополненное известным отечественным методистом Евгением Страутом издание учебника Бориса Воронцова-Вельяминова (родился в 1904 году, умер в 1994-м). В свое время советский классик написал настолько удачное пособие, что оно выдержало несколько десятков изданий и легло в основу даже современного учебника 2017 года выпуска. Как правило, пособие этого автора предпочитают педагоги с большим стажем, в 90-е годы и в советскую эпоху учившиеся и преподававшие по его учебникам. А молодое поколение чаще выбирает новые учебники. Например, под редакцией профессора астрофизики из МГУ доктора физико-математических наук Виктора Чаругина (он также известен как автор учебников по физике).
Свои курсы подготовки учителей астрономии планируют открыть в ноябре и в БГПУ. Как рассказал нам доцент кафедры общей физики педуниверситета Владимир Юрков, в вузе готовят учителей физики, которые вполне могут вести и астрономию, поскольку курсы, связанные с ней, здесь по-прежнему преподают студентам.
За двадцать лет, что астрономии не было в школе, в науке было сделано множество новых открытий, она шагнула далеко вперед.
- Это и открытие экзопланет, «темной материи», и новые взгляды на Солнечную систему, на ее строение, на классификацию ее объектов, - перечисляет Владимир Юрков. - Появились такие термины, как «карликовые планеты» (к примеру, по этой причине исключили из числа «больших» планет Плутон. - Авт.), «Пояс Койпера» - их в старых учебниках нет. Появились новые космические аппараты, обсерватории, инструменты. Для науки, тем более астрономии, двадцать лет - это много.
Фото: pixabay.com
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.