Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей» в селе Малиновка Бурейского района является единственным учреждением в Амурской области для детей не только с умственными отклонениями в развитии, но и со множественными физическими.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей» в селе Малиновка Бурейского района является единственным учреждением в Амурской области для детей не только с умственными отклонениями в развитии, но и со множественными физическими.
В Малиновском доме-интернате успешно внедрена новая для России социальная технология сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе малых групп. Главное достижение при этом - плавный переход подопечных в обычную жизнь.
Современный подход
Малиновский дом-интернат находится в живописном месте - в Бурейском районе. На сегодняшний день здесь проживает 145 воспитанников. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной интенсивной поддержки. Основным средством для этого является помощь в их развитии. Обучение таких детей строится с учетом индивидуального подхода к каждому. Воспитатели дома-интерната постоянно находятся в контакте со своими подопечными и ищут новые способы им помочь.
Соцучреждение обустроено по принципу дома, чтобы максимально воссоздать домашнюю уютную атмосферу, в которой и должны развиваться дети. Группы небольшие - девять человек. И если раньше отказники большую часть времени проводили в кроватях, то сегодня подход к работе с ними совершенно изменился. Мощный стимул к их развитию дала именно новая система проживания. Ее сотрудники интерната внедрили осенью 2017 года, после того как побывали на всероссийской конференции в Новосибирске. И нововведение уже дает свои положительные результаты.
«Все делаем для развития детей, в частности, для развития их тактильных ощущений, - отмечает воспитатель Малиновского дома-интерната Екатерина Чиркова, - ведь некоторые малыши, которые к нам поступают, слепые. Им необходим особый уход. И поскольку они у нас самые маленькие, то и внимания им требуется больше. Задача воспитателей - максимально вести себя с воспитанниками так, как мамы с домашними детьми. Занятия идут на протяжении всего дня - важно, чтобы дети много двигались и играли. Это современный подход, большая совместная работа наших специалистов».
Воспитатель в данном случае выполняет обязанности мамы, помогая детям многому научиться - самостоятельно кушать, переодеваться, пользоваться бытовыми предметами, дает им тепло и заботу. И, конечно, когда появляются результаты и воспитанники делают свои маленькие и большие успехи, специалисты испытывают огромное чувство радости и гордости за ребят. Некоторые дети при поступлении в интернат просто лежали, не могли ни ползать, ни сидеть, ни кушать. А сейчас у них это получается.
От простого к сложному
Больше навыков самообслуживания получают дети постарше. Воспитатель Малиновского дома-интерната Наталья Преснякова рассказывает, что сначала их учат простым действиям - стирке мелких вещей, накрывать на стол, расставлять посуду, заправлять постель, - а потом и более сложным. В работе используется такая программа, как «Гарденотерапия». Она позволяет воспитанникам осваивать навыки сельскохозяйственного и общественно-полезного труда, а также вносит разнообразие в их досуг. Работа в «Столярной мастерской» обучает мелкому ремонту мебели, изготовлению изделий из дерева, в том числе для использования в быту. В кабинете «Домоводство» воспитанники обучаются социально-бытовым навыкам. В «Швейной мастерской» получают навыки работы на бытовых швейных машинах, обеспечивая младшие группы пижамами, нижним бельем, халатами и постельным бельем.
Следует отметить, что в 2017-2018 учебные годы все воспитанники Малиновского дома-интерната получают дошкольное, начальное, общее, а также профессиональное образование.
Дети остаются в семье
В Малиновском доме-интернате с 2017 года применяются альтернативные варианты предоставления социальных услуг не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и детям-инвалидам, проживающим в кровных семьях области.
В отделении краткосрочного проживания уже побывали 34 ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет, имеющих в анамнезе такие заболевания, как олигофрения в средней и тяжелой степени, сопряженные с диагнозами: ДЦП, аутизм, синдромом Дауна, задержка психоречевого развития и др.
За период реабилитации дети-инвалиды получают комплекс социальных услуг, учатся элементам бытовых, трудовых, творческих, коммуникативных навыков, а родители, сопровождающие детей в период реабилитации, получают консультации специалистов по вопросам воспитания и развития особенных детей.
В Малиновском доме-интернате побывало уже около 60 семей. К каждой, как и к детям, - индивидуальный подход. В первый день идет знакомство, определяется круг специалистов, с которыми будет заниматься семья, составляется индивидуальный маршрут. То есть расписание на весь день ребенка.
Благодаря применению новых технологий в 2017 году удалось снизить количество воспитанников старше 18 лет, находящихся на стационаре в доме-интернате, на 29 человек. Дети были возвращены в кровные или патронатные семьи, переведены на пятидневное пребывание в доме-интернате, с постоянным проживанием в родной семье.
Новая технология
Наименее защищенные и наиболее нуждающиеся в заботе государства в современном обществе - это люди с ментальными нарушениями. К ним относятся лица с нарушениями интеллекта, нередко в сочетании с другими нарушениями в развитии, такими как нарушения опорно-двигательных функций, расстройства аутистического спектра, и другими. Такая категория людей нуждается в помощи окружающих для решения каждодневных жизненных задач. Современное общество и государство стараются помочь таким людям достичь максимально возможной независимости.
Оказываются услуги ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, возможность получения образования, социальной адаптации, включения особых людей в активную социальную жизнь. При достижении взрослого возраста, в случае несформированности у особых людей важных для жизни в обществе навыков, они оказываются «на обочине» жизни, и тогда их постоянным местом пребывания становится психоневрологический интернат. В целях оказания им своевременной помощи по приобретению важных бытовых и социальных навыков в некоторых западных регионах России успешно внедряется и реализуется новая социальная технология, альтернативная интернатному содержанию, такая как сопровождаемое (тренировочное) проживание. И Малиновский дом-интернат стал первым учреждением в Амурской области, где в работе стали применять новую социальную технологию сопровож-даемого (тренировочного) проживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предоставление сопровождаемого проживания направлено на содействие инвалиду в организации им своей повседневной жизни. Специалистами министерства социальной защиты населения области совместно с работниками Малиновского дома-интерната была разработана модель сопровождаемого проживания, которая включает в себя три этапа: дом-интернат (подготовительно-отборочный этап, в период всего проживания детей-инвалидов в учреждении); отделение молодых инвалидов (учебное (тренировочное) круглосуточное сопровождаемое проживание); тренировочная квартира (учебное (тренировочное) полустационарное сопровождаемое проживание). Основной целью стали выявление и закрепление остаточной трудоспособности у людей с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, социально-бытовая адаптация, профессиональная подготовка и возможная интеграция в общество.
Социальная адаптация
В доме-интернате реализуется программа по формированию первоначальных профессиональных навыков у воспитанников: уборщик помещений, грузчик, дворник, волонтер, помощник младшей медицинской сестры. «Важным разделом работы является формирование у наших воспитанников социальных навыков и знаний, позволяющих им в дальнейшем адаптироваться в жизни, - рассказывает директор Малиновского дома-интерната Евгения Куликова. - Они учатся отходить от уклада дома-интерната и плавно переходить к условиям жизни в общежитии или, по-другому, к условиям тренировочной квартиры. Суть ее заключается в обучении самостоятельно планировать свое рабочее и свободное время, рационально тратить денежные средства, самостоятельно готовить пищу, продумывать меню на несколько дней, учиться налаживать социальные связи, причем не только в пределах дома-интерната, и многому другому. Детей очень важно этому научить, чтобы они не растерялись в дальнейшем, смогли адаптироваться к новым условиям. Главное достижение при нашем подходе - плавный переход подопечных в обычную жизнь».
На сегодняшний день в учреждении 3 девушки переведены на полустационарное обслуживание, 5 воспитанников прошли курсы профессионального обу-чения низкоквалифицированным видам труда, четверо из них трудоустроены на рабочие места в учреждении на 0,5 ставки. Также на базе дома-интерната в рамках реализации новой социальной технологии сопровождаемого проживания для 23 воспитанников, достигших 17 лет и имеющих достаточный потенциал для их дальнейшей социализации, планируется организовать курсы профессионального обучения и 9 человек трудоустроить на рабочие места в учреждении. Также в планах перевести 23 воспитанника на полустацио-нарное сопровождаемое проживание.
Малиновский дом-интернат становится для своих воспитанников на долгие годы настоящим домом. Многие из ребят, вырастая, остаются здесь жить, сами ремонтируют свои комнаты, создают в них уют. До недавнего времени в соц-учреждении они могли находиться до достижения возраста 23 года. А теперь, благодаря внесенным в устав изменениям, - до 30 лет.
Фото предоставлено Министерством социальной защиты Амурской области
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.