Амурских педагогов необходимо разгрузить и сделать аккредитацию вузов бессрочной

54
Амурских педагогов необходимо разгрузить и сделать аккредитацию вузов бессрочной

С 1 марта 2022 года аккредитация вузов в России станет бессрочной. Об этом объявил Рособрнадзор. При этом при анализе учебных заведений акцент будет смещен с оценки соответствия стандартам образовательных программ на оценку качества подготовки обучающихся. Кроме того, по мнению экспертов, необходимо снижать бюрократическую нагрузку на педагогов — в первую очередь они должны заниматься обучением детей, а не заполнением бумаг.

По словам специалистов, очередная аккредитация — это достаточно большая физическая и моральная нагрузка на весь коллектив университета. Почти у всех амурских вузов в той или иной мере возникали проблемы с получением необходимых документов на отдельные направления. Самый серьезный случай — полное закрытие вуза. В феврале 2016 года после проверок Рособрнадзора головной офис Московской академии предпринимательства лишился аккредитации по части программ основных специальностей. Это привело к тому, что благовещенский филиал МАП вообще прекратил работу. В середине учебного года почти 1,5 тысячи студентов лишились места учебы, а около 40 преподавателей — работы. Учащихся МАП в срочном порядке переводили в другие вузы.

Как отметили представители БГПУ, аккредитация достаточно тяжелая и объемная процедура, любой вуз начинает готовиться к ней за год. По каждому направлению необходимо собрать все данные и по кадровому составу, и по материально-техническому оснащению.

Сопредседатель ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева считает, что сейчас среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания. Тем не менее, вузы вынуждены тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы соответствовать им и иметь возможность продолжать работать.

— В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Они зависят от трактовок экспертов, которые привлекают для проведения аккредитации. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС. На смену периодической аккредитации должен прийти аккредитационный мониторинг, что станет возможным при введении бессрочной аккредитации, — рассказала Елена Шмелева.

По ее словам, какие показатели должны учитываться при мониторинге, сейчас обсуждают на платформе Общероссийского народного фронта. К дискуссии приглашают присоединиться все научное сообщество.

—  Что касается реализации механизма аккредитационного мониторинга, то мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям, — пояснила сопредседатель ОНФ. — Самое главное качество программ, оценка работодателей, оценка выпускников.

Также на платформе ОНФ собираются предложения по снижению бюрократической нагрузки на образовательные учреждения. Обсуждения в педагогической среде вызвали новые требования к информации, которая должна размещаться на сайтах образовательных учреждений. Так, по новым правилам нужно вносить данные о местах образовательной деятельности, которые не включаются в лицензию. В эту категорию в том числе попадает и студенческая практика. К примеру, для БГПУ, это означает, что необходимо занести информацию по абсолютно каждой школе Амурской области.

— Все места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, где проходит часть образовательных программ. Или раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? — прокомментировала Елена Шмелева. — Такие требования всегда запускаются и воспроизводятся как самодостаточные процедуры, которые ни к чему не ведут. И загружают этим почему-то педагогов, которые должны заниматься программами, студентами и школьниками. Формировать отчетность и делать выводы о качестве образования можно и нужно не на основании этих формальных требований.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости