Болезни и травмы амурских динозавров изучают палеонтологи мира

Сломанное 68 миллионов лет назад запястье стоило амурозавру целой жизни.

Историю болезни амурского динозавра детализировали исследователи из Королевского университета Белфаста – предметом исследования стала кость доисторического животного возрастом 68 миллионов лет, а новость о русском ископаемом опубликовало ирландское издание Independent.ie.

Новостной портал рассказал, что группа экспертов под руководством палеонтолога Филиппо Бертоццо проанализировала поврежденную кость, найденную во время научной экспедиции в одном из карьеров Благовещенска.

"После детального изучения сломанной кости мы обнаружили, что она была из запястья динозавра, известного как Amurosaurus riabinini – амурозавр Рябинина", - поделились исследователи. Это тот самый динозавр, скульптура которого установлена на набережной Амура в Благовещенске.

Зарубежные ученые пришли к выводам, что «несчастный случай, скорее всего, произошел, во время скитаний по земле в поисках пищи или воды», - приводит слова палеонтолога интернет-издание. К слову, амурозавры вырастали до 12 метров в длину – об этом можно судить по окаменелым костям взрослых экземпляров, которые находят исследователи в Амурской области и других российских регионах.

Исследователи Белфаста выяснили, что полученная травма не была смертельной для ископаемого гиганта, но серьезно осложнила его дальнейшую жизнь. Кость фактически начала заживать, однако травоядный динозавр, вероятнее всего, стал хромать на три конечности, что снизило его шансы спастись от хищников.

Выводы доктора Бертоццо были опубликованы в британском научном журнале по палеобиологии «Historical Biology», а сейчас стали известны и широкому кругу читателей. Как отметил коллега исследователя, доктор Аластер Раффел из Школы естественной и искусственной среды при Королевском университете, Бертоццо провел исключительную работу, столь детально изучив российский образец. Выводы о травмах и болезнях динозавров помогут узнать ранее неизвестные факты о жизни людей миллионы лет назад.

«Болеют одинаково»

Амурские исследователи не один десяток лет изучают болезни и травмы динозавров, живших когда-то на территории региона. Найти окаменелости со следами доисторических болезней – та еще задача, ведь встречаются такие находки крайне редко, говорит известный амурский палеонтолог, заведующий лабораторией палеонтологии Института геологии и природопользования ДВО РАН Юрий Болотский. Но в Приамурье шансов все-таки больше: территория региона – настоящий кладезь для палеонтологов, а вблизи Благовещенска находится уникальный памятник федерального значения – кладбище динозавров площадью около 10 тысяч квадратных метров.

О недугах ископаемых гигантов амурским ученым известно многое. Доисторических животных донимали болезни, известные и сейчас. К примеру, десятиметровый олоротитан, кости которого были найдены в Приамурье, успел настрадаться за свою жизнь: на одной из его конечностей исследователи обнаружили опухоль, у динозавра также была повреждена челюсть и имелись переломы остистых отростков позвонков – очевидно, кто-то оттоптал ему хвост, рассказал нашему корреспонденту Юрий Болотский. Кстати, росли олоротитаны как на дрожжах – всего за три года «малыш» достигал размеров слона и весил около трех тонн. А американские исследователи находили останки тираннозавра со следами трихинеллеза – заражения гельминтами.

«Все позвоночные, вероятно, подвержены одним и тем же болезням», - отметил завлабораторией палеонтологии. Сейчас амурские ученые приступили к изучению внутреннего уха динозавра. Исследование обещает принести много новых удивительных открытий, ведь этот отдел органа слуха отвечал за гораздо большее число органов чувств доисторических животных, в том числе помогал им сохранять равновесие и менять положение головы.