Астрономы показали, как выглядят 2 млрд объектов Млечного Пути

Новые тайны Млечного пути открывает исследовательский зонд Gaia.

Трехмерное движение 26 млн звезд в Млечном Пути показали на карте. Синие области указывают, где звезды движутся к нам, а красные области - от нас. Как звезды будут перемещаться по плоскости неба, показывают линии.

Третью порцию данных в Млечном Пути опубликовала миссия европейского космического агентства (ЕКА) Gaia. Это новая информация о почти 2 млрд звезд, в частности об их движении и составе. Появились также новые каталоги звездных землетрясений, переменных звезд, двойных систем и других объектов.

Зонд в числе прочего обнаружил явление под названием "звездотрясение" - мощнейшие колебания, пока непонятной природы, которые изменяют форму находящихся далеко звезд. Это стало одним из самых удивительных открытий, сделанных на основе новых данных.

Запустили аппарат Gaia в 2013 году, чтобы посчитать звезды и создать самую полную 3D-карту Млечного Пути. В 2016 году был первый крупный выпуск данных - тогда было подробно описано яркость и местоположение 1,1 млрд звезд. Во втором выпуске в 2018 году ученые рассчитали координаты почти 1,7 млрд звезд, а также движение 1,3 млрд из них.

Теперь обнародован третий выпуск данных: новый улучшенный каталог Gaia охватывает 1,8 млрд звезд, где есть данные об их химическом составе, цвете, температуре, возрасте, массе, движении и классификации.

Из 1,8 млрд исследованных звезд удалось определить тип звезды у 1,5 млрд. Также определены для 1,5 млрд звезд в каталоге данные о яркости, цвете, положении, расстоянии и движениях.

Астрономы, исходя из этого, выяснили, что расположенные ближе к центру галактики звезды, как правило, имеют более высокую металличность, в отличие от тех, которые находятся дальше.

Это говорит об эволюции звезд в разных регионах: по мере того, как старые звезды умирают, образуются и распределяются тяжелые металлы. Поэтому они появляются в составе новых звезд.

Фото esa.int