Число ДТП снизилось в Приамурье, но последствия аварий стали тяжелее

118
Число ДТП снизилось в Приамурье, но последствия аварий стали тяжелее

Амурское здравоохранение, инновации в медицине и сохранение здоровья амурчан - спецпроект подготовлен совместно с медиками Приамурья и при поддержке Амурской государственной медицинской академии. 
 

Снижение числа ДТП с пострадавшими отмечается в Амурской области, но последствия аварий стали тяжелее. О том, какие повреждения люди чаще всего получают в дорожных происшествиях, как в случае необходимости помочь пострадавшему и что нужно делать, чтобы не пострадать в ДТП самому, 
рассказал заведующий кафедрой травматологии Амурской государственной медицинской академии Иван Борозда.

- Иван Викторович, если смотреть по абсолютным цифрам, то каких травм в дорожных происшествиях люди получают больше: тяжелых или легких?

- Конечно, травмы одного сегмента встречаются чаще, чем политравма, но ситуация все равно сложная. Поэтому у нас и существует особый диагноз - автодорожная политравма.

- А что это значит?

- Прежде всего, политравма - это травма высоких энергий. В человеческом организме есть очень крепкие кости, такие как бедренная кость или тазовое кольцо. Чтобы их разрушить, нужно приложить усилие порядка тысячи килограммов. И если энергии, воздействию которой подвергся организм, хватило на то, чтобы сломать одну или несколько таких костей, то, скорее всего, ее хватит и на то, чтобы повредить в организме что-то еще. Это могут быть черепно-мозговые травмы, повреждения органов грудной клетки, брюшной полости, травмы позвоночника и других сегментов.

При этом каждая следующая травма не просто прибавляется к предыдущей, но и осложняет ее последствия. Если проводить аналогию с математикой, то это можно назвать не суммированием, а умножением, причем тоже со своими законами. Грубо говоря, если в математике 2+2 будет 4 и 2х2 тоже 4, то при политравме это будет не 4, а 8. Это называется синдром взаимного отягощения. Каждая последующая травма усугубляет предыдущую многократно.
В результате организм реагирует на это, и возникает тяжелая травматическая болезнь. То есть цепь событий, которая следует непосредственно за травмой, и избежать их нельзя.

После столь тяжелых травм организм уже не будет прежним. Как говорили наши учителя, «мы не боги и работаем с материалом заказчика». Мы пытаемся исправить ситуацию, но какие-то последствия в любом случае останутся.

- То есть лечение после политравмы всегда будет долгим и тяжелым?

- Конечно. Более того, оно трудное в диагностике и выборе тактики. Политравма - это всегда неожиданная информация: ты никогда не знаешь, на какого пациента тебя сейчас вызвали в приемный покой и с какими именно травмами нужно будет работать. При этом реагировать необходимо мгновенно. Врач должен в считанные минуты понять, что с человеком происходит, найти пути решения проблемы и начать действовать, не теряя времени. Нужно быстро определиться, за что браться в первую очередь, какую проблему решать сначала. Правильно действовать в такой ситуации сможет только очень опытный и хорошо подготовленный специалист.

Еще один очень важный фактор, который сильно осложняет ситуацию - такие травмы редко происходят рядом с больницами. Почти всегда это случается на дороге, и очень часто вне населенных пунктов. Соответственно, человека нужно доставить в лечебное учреждение и по дороге спасать ему жизнь.

Таким образом, оказание помощи разделяется на несколько этапов, и на каждом из них врач должен четко знать, что нужно делать. Спасение человека - это командная работа, где за результат отвечают несколько специалистов.

- Но ведь приезда врачей нужно еще как-то дождаться. Если я, например, буду ехать по трассе, увижу серьезную аварию, тяжело травмированных людей, естественно, в первую очередь я должен вызвать скорую помощь. Но нужно ли и, главное, можно ли делать что-то еще: например, трогать пострадавшего, пытаться оказать помощь? Или я такими действиями могу ему еще сильнее навредить?

- Каждый водитель, обучаясь в автошколе, изучал в том числе и основы оказания первой помощи. Кроме того, в каждом автомобиле должна быть аптечка, по ГОСТу она содержит определенные предметы, с помощью которых можно помочь пострадавшему. Поэтому по возможности помощь оказывать, конечно, нужно.

Прежде всего необходимо остановить наружное кровотечение, сделать это можно при помощи давящей повязки или жгута.

Если у человека есть переломы конечностей, то нужно осуществить их иммобилизацию при помощи шины или любых подручных средств. Это могут быть ветки, палки и другие предметы. В крайнем случае можно просто привязать одну ногу к другой, а руку привязать к телу. Это поможет избежать смещения костей и уменьшить внутритканевое кровотечение. На открытые раны нужно обязательно наложить асептическую повязку при помощи стерильного бинта.

- А если человек без сознания или зажат в машине? Можно ли его тогда вообще трогать? Вдруг у него сломан позвоночник, и мы своими действиями только усугубим тяжесть травмы?

- Конечно, при оказании первой помощи существует такая вероятность, но это не значит, что нужно бездействовать. Разумеется, если человек зажат в автомобиле, ничего сделать без спасателей с этим не получится. Нужно трезво оценить обстановку и сделать то, что возможно. Например, остановить наружное кровотечение и хотя бы чем-то укрыть человека, если на улице холодно.

Отдельно хотелось бы остановиться на авариях с участием мотоциклов. Если вы видите, что на дороге лежит без сознания мотоциклист, ни в коем случае нельзя пытаться снять с него шлем и в принципе каким-либо образом его двигать. При падении с мотоцикла существует очень высокий риск повреждения шейного отдела позвоночника. Поэтому переносить пострадавшего в мотоаварии нужно только на жестких носилках и по возможности не менять положение тела, потому что этим его состояние можно усугубить очень сильно. Отделы позвоночника смещать относительно друг друга нельзя ни в коем случае.

- Есть ли сейчас в отделении пациенты с политравмой, и если есть, то много ли их?

- Да, конечно. Такие пациенты поступают к нам постоянно, на данный момент их около 10% от общего количества.

- Есть ли в автомобиле наиболее безопасное место, где по статистике люди при аварии получают меньше всего травм и куда, например, лучше всего устанавливать детское автокресло?

- Считается, что это место позади водителя. Но на дороге, особенно при аварии, все может происходить самым непредсказуемым образом, и не все зависит от нас. Конечно, в современных автомобилях есть множество систем как пассивной, так и активной безопасности, пассажиры в них достаточно хорошо защищены. Однако утверждать, что какое-то место в салоне однозначно во всех случаях является более безопасным, я бы не стал.

- Помимо соблюдения правил дорожного движения, есть ли еще какие-то способы обезопасить себя от получения тяжелых травм?

- Каждый водитель должен следить за исправностью технического состояния своего автомобиля, регулярно производить его обслуживание, проверять технические жидкости, в шинах, состояние протектора и так далее. Множество аварий, в том числе и очень серьезных, происходят именно по причине отказа техники.

Также во время движения необходимо пристегиваться ремнями безопасности водителю и всем находящимся в автомобиле пассажирам, а детей перевозить только в специальных креслах, соответствующих росту и весу ребенка, и прошедших обязательную сертификацию.

Кроме того, многие современные водители постоянно во время езды отвлекаются на телефон, это тоже приводит к огромному количеству аварий. Если разговор по телефону отложить невозможно, то говорить во время вождения можно только при помощи гарнитуры. А читать и писать сообщения за рулем категорически нельзя.

И, конечно же, каждый водитель на дороге должен соблюдать ПДД, быть внимательным и вежливым. Правила дорожного движения написаны кровью. Это говорят как сотрудники ГИБДД, так и врачи, и это, к сожалению, действительно так.

***

В январе-феврале на дорогах Приамурья произошло 96 ДТП, в которых пострадал 151 человек, погибли 7, сообщает управление ГИБДД по Амурской области. 

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение числа аварий на 23,2% (125 ДТП), травмированных - 13,2% (174 человека), погибших - 63,2% (19 человек). 

***

Андрей ОВЕРЧЕНКО. 
Фото из личного архива Ивана Борозды.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Each email address will be obfuscated in a human readable fashion or, if JavaScript is enabled, replaced with a spam resistent clickable link. Email addresses will get the default web form unless specified. If replacement text (a persons name) is required a webform is also required. Separate each part with the "|" pipe symbol. Replace spaces in names with "_".

Новости