Сценарий четвертого массового вымирания воссоздали ученые

Оно произошло около 200 миллионов лет назад.

Сценарий массового вымирания видов в конце триаса, которое считается четвертым в истории нашей планеты, воссоздала международная команда исследователей. Произошло оно около 200 миллионов лет назад и больше ударило на наземным видам, чем по морским.

Новые поразительные сведения о катастрофическом воздействии одного из самых разрушительных событий в истории Земли были обнаружены в рамках исследования, проведенного учеными во главе со специалистами из Университета Южной Калифорнии в Дорнсифе, сообщает Phys.org. Ученые провели анализ имеющихся данных о четвертом крупном вымирании видов, которое Земля пережила около 200 миллионов лет назад.

Считается, что вызвано оно было резким увеличением выбросов парниковых газов из-за вулканической активности, что привело к быстрому глобальному потеплению климата. Это существенно повлияло и на биосферу планеты. Таким образом на смену триасовому пришел юрский период.

Ведущий исследователь профессор Дэвид Боттьер объяснил, что они хотели понять не только то, кто выжил тогда, а кто нет, но и то, как изменились роли, которые играли в экосистеме разные виды. Этот подход помог увидеть взаимосвязанную и более широкую экологическую картину.

Проведенное исследование показало резкий контраст в воздействии на наземные и морские экосистемы. Результаты показывают, что они обе пострадали, но в разной степени. Так, почти 71% родов исчез в океанах. Общая структура морских экосистем, несмотря на столь огромные потери, показала устойчивость. Например, удалось пережить вымирание многочисленным хищникам, включая акул. Многие виды хоть и серьезно пострадали, но в итоге восстановились.

Сценарий для наземной экосистемы оказался куда более мрачным. Моделирование показало, что в тот период времени вымерло 96% видов, обитавших на суше. На Земле это радикально изменило ландшафт. Крупные травоядные животные, в том числе ранние динозавры, и различные мелкие хищники так сильно пострадали, что это привело не только к существенным изменениям в их популяциях, но и их роли в экосистеме в целом.

Соавтор исследования Элисон Крибб заключает, что контраст между морем и сушей говорит о том, что на катастрофические события экосистемы реагируют по-разному. Это поднимает также важные вопросы о взаимодействии биоразнообразия и экологической устойчивости. Ученые говорят, что результаты исследования имеют важное значение для понимания и решения текущих экологических проблем. Исследование полностью опубликовано в журнале Proceedings of Royal Society B.