Наблюдается опасная тенденция.
Наблюдается опасная тенденция.
К разрушению детско-родительских отношений может привести использование детьми и подростками голосовых помощников, нейросетей и чат-ботов - родитель вытесняется и его место занимает ИИ, рассказала "Газете.Ru" детский психолог, преподаватель психологии и педагогики на платформе "Инфоурок" Ольга Бортновская.
По ее словам, наблюдается опасная тенденция - уровень доверия к голосовому помощнику выше, чем к родителям. Дети и подростки прислушаются быстрее к ИИ, чем к родным.
Это связано в первую очередь с тем, что за проступок программы не "ругают" - им можно все рассказать и не бояться родительского гнева. В результате происходит разрушение детско-родительских отношений, когда вытесняется родитель, и его место занимает ИИ. Также голосовые помощники могут повлиять на формирование взглядов и убеждений подрастающего поколения. Такое влияние искусственного интеллекта может нарушить нормальный процесс выстраивания собственной системы ценности и гендерного самоопределения.
Помимо этого, ИИ выполняет за детей большую часть умственной работы, поэтому у детей отпадет необходимость системно мыслить, искать информацию, анализировать, принимать решения и прогнозировать. В итоге это приводит к торможению и ослаблению развития ребенка.
Другая опасность ИИ кроется в том, что могут произойти разрушение и деградация личности ребенка, вызванные схожестью программ с человеком.
То есть общается ребенок с кем-то, у кого есть голос, собственное мнение, кто умеет сопереживать, шутить и поддерживать на том уровне, на котором заложено это в программу. Грань между реальным и виртуальным постепенно стирается. Дети начинают относиться к ИИ как к живому существу. Вплоть до того, что по отношению к программе дети могут испытывать влюбленность. Такое поведение может привести к социопатии, отказу от общения со сверстниками и с другими людьми.
В то же время сказать однозначно, что нейросети - для детей зло, тоже нельзя. Они могут помогать детям узнавать что-то новое, способствовать учебному процессу. Но родители для этого должны больше проводить времени с ребенком, установить на компьютере и телефоне родительский режим, а также организовать его досуг так, чтобы в "реальном мире" он был занят делами.
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.