Власти предложили "пошаговую" индексацию утильсбора на машины и автобусы.
Власти предложили "пошаговую" индексацию утильсбора на машины и автобусы.
Пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на автомобили, автобусы и отдельные позиции спецтехники на период до 2030 года планирует установить правительство, рассказали РБК два источника, знакомых с текстом соответствующего проекта постановления правительства. В Минпромторге подтвердили планы по изменению расчетов.
По словам источников, предусмотрена индексация утилизационного сбора только на те виды техники, производство которых освоено на территориях России и Белоруссии. Принятие положений не окажет влияния на ее стоимость за счет мер государственной поддержки.
Замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов поясняет, что утилизационный сбор - это разовый платеж, и предлагаемая индексация не коснется тех автомобилей, которые уже находятся в эксплуатации в России. Поэтапная индексация утилизационного сбора предлагается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, автобусов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники.
Параметры утилизационного сбора, поо его словам, могут корректироваться в зависимости от того, освоено ли производство определенных видов техники в России и союзных государствах и может ли оно закрыть потребности внутреннего рынка: в новом проекте по каждому сегменту техники учтены сроки, которые нужны отечественным производителям, чтобы выйти на достаточные для этого мощности.
В России первый формат утилизационного сбора появился в 2009 году - тогда владелец старой машины мог сдать ее на переработку в обмен на сертификат на 50 тысяч рублей. Для импортеров автомобилей (как физлиц, так и компаний) утилизационный сбор был введен в 2012 году. Это тогда объяснялось необходимостью защиты от резкого роста объема ввоза подержанных иномарок, не отвечающих экологическим требованиям.
Периодически пересматривается размер ставок. Последнее изменение, с 1 июля 2024 года, затронуло некоторые категории спецтехники, в том числе самосвалы и тяжелые бульдозеры.
Рассчитывается утильсбор исходя из базовых ставок для легковых автомобилей в 20 тысяч рублей и для практически всех остальных категорий транспортных средств 150 тыс рублей. Финальный размер платежа определяется возрастом авто (ставка значительно выше на машины от трех лет) и коэффициентом к базовой ставке. Например, владелец-физическое лицо за новый электромобиль (или с гибридным двигателем) с объемом двигателя до 3 тыс куб. см платит утильсбор исходя из коэффициента 0,17 или 3,4 тыс рублей. По проекту постановления, коэффициент для такого типа автомобилей остается таким же и к 2030 году.
Исходя из документа, планируется ввести изменения к 2030 году для новых автомобилей следующего типа:
- транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1-2 тыс куб. см - коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3-3,5 тыс куб. см - с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс куб. см - с 114,26 до 240,89;
- транспортные средства с электродвигателями, в том числе оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа - коэффициент увеличивается в 2024 году с 1,63 до 58,62 к 2030-ому;
- автобусы с электродвигателями - коэффициент повышается с 17 до 30,2;
- грузовики массой 12-20 тонн - коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12-20 тонн - рост с 16,39 до 29,03;
- полуприцепы - коэффициент становится выше до 15,6 с 7,4.
На внутреннем рынке остается низкой доля некоторых видов специализированной строительно-дорожной техники отечественного производства, говорит один из источников, знакомый с расчетами Минпромторга. По его словам, с отдельными российскими производителями министерство проработало возможность инвестирования в создание производств соответствующих видов техники за счет заключения специальных инвестконтрактов, в которых зафиксируют в том числе их обязательства по ежегодному наращиванию объемов производства. Таким образом, предлагается в 2024 году предусмотреть отложенную индексацию коэффициентов утильсбора на эти машины, имея в виду принятие решения по индексации утилизационного сбора в 2024 году с момента, когда на внутреннем рынке доля российской техники будет преобладающей (предварительно с 2026 года). Затем предлагается ввести ежегодную пошаговую индексацию.
Альберт Каримов отметил, что новые параметры утильсбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года вынесут на общественное обсуждение, чтобы руководствоваться мнениями широкого круга участников рынка, экспертов, отраслевых ассоциаций при принятии решения.
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.