Мощную супервспышку на гигантской звезде изучили ученые

Изучение имеет важное значение для понимания вспышечной активности одиночных гигантских звезд.

Наблюдения за мощной рентгеновской супервспышкой звезды HD 251108, произошедшей в 2022 году, провела международная группа астрономов, используя телескоп Neutron Star Interior Composition Explorer (NICER) и наземные телескопы. Результаты, опубликованные на сервере препринтов arXiv, дают более подробную информацию о вспышечной активности этой звезды, пишет phys.org.

HD 251108, расположенная в 1646 световых годах от Земли, - это эволюционировавшая и магнитно-активная гигантская звезда K-типа, примерно в 7 раз больше Солнца. Масса звезды сопоставима с массой Солнца, она относительно холодная, с эффективной температурой 4460 К.

HD 251108 в конце 2022 года испытала мощную рентгеновскую супервспышку, и астрономы начали следить за этим событием для лучшего понимания вспышечной активности одиночных гигантских звезд.

Исследователи пишут, что в течение 28 дней следили за фазой затухания супервспышки с помощью NICER и с Земли. Как показали наблюдения, супервспышка 2022 года на HD 251108 имела пиковый поток около 10 дециллионов эрг/с в диапазоне 0,5–4,0 кэВ, а также экспоненциальное время затухания 2,2 дня на ранней фазе затухания. Это говорит о том, что она является одной из самых мощных вспышек, когда-либо наблюдавшихся.

Длина вспышечной петли оценивалась в 2-4 раза больше радиуса HD 251108. Более того, где-то через 10 дней после пика вспышки было обнаружено, что вспышка претерпела короткую фазу повторного ограниченного нагрева, а кривая блеска стала отклоняться от первоначального спада.

Исследование показало, что на протяжении всей вспышки химическое изобилие HD 251108 стабильно и соответствует типичным активным звездам с эффектом обратного первого ионизационного потенциала (IFIP). Астрономы отметили, что кривая рентгеновского блеска во время начального распада совпадает с распадом потока водорода-альфа, когда плазма показывает некоторый повторный нагрев.

В статье указано, что HD 251108 показывает вращательную модуляцию с периодом 21,3 дня. Это поведение можно объяснить стабильными в течение нескольких лет большими звездными пятнами, но вращающимися в поле зрения и за его пределами.

Также наблюдения показали, что звезда показывает фотометрическую изменчивость примерно 0,5 звездной величины. Это согласуется с большими и стандартными стабильными звездными пятнами.