Глава региона встретился с ректорами вузов Приамурья. Основная цель совещания — проработать механизмы, которые позволят готовить специалистов тех профессий, которые сегодня наиболее востребованы в регионе, а также предусмотреть меры закрепления молодых специалистов. Во встрече приняли участие ректоры БГПУ, АГМА, АмГУ, ДальГАУ, МАП, а также руководители ряда амурских министерств.
Глава региона встретился с ректорами вузов Приамурья. Основная цель совещания — проработать механизмы, которые позволят готовить специалистов тех профессий, которые сегодня наиболее востребованы в регионе, а также предусмотреть меры закрепления молодых специалистов. Во встрече приняли участие ректоры БГПУ, АГМА, АмГУ, ДальГАУ, МАП, а также руководители ряда амурских министерств.
Олег Кожемяко высказал свое видение необходимости перемен в подготовке специалистов в системе вузовского образования: «Необходимо так выстроить систему образования в вузах, чтобы она была направлена прежде всего на нужды народного хозяйства Приамурья. Эту работу необходимо вести нам совместно. Мы все прекрасно помним систему, которая работала в стране в советское время, когда за выпускником шло распределение, тогда молодой человек мог не беспокоиться о том, будет ли у него по окончанию института работа, жилье. В нынешних условиях получается, что средства государственные выделяются на подготовку выпускника на бюджетной основе, однако выпускники никак не привязаны к конкретным сферам. Сегодня из-за этого возник некий дисбаланс — переизбыток молодых специалистов в крупных городах и, наоборот, острая нехватка их в малых поселках, районных центрах, селах. Систему необходимо кардинально менять, продумать различные варианты закрепления молодежи там, где есть проблема с кадрами».
Губернатор особо подчеркнул, что нужно проработать механизмы финансовой поддержки студентов, обучающихся за счет бюджета, заключения договоров уже на первом этапе обучения в вузе. «Необходимо, чтобы молодой человек знал — он учится, получает, возможно, какие-то доплаты к стипендии, на практику едет на конкретное предприятие, и потом получает там гарантированное рабочее место, с гарантированной конкретной заработной платой. То есть, с одной стороны, надо создать условия для этого, с другой стороны, поработать над механизмами ответственности студента. Если он отучился за счет государства, значит, имеет определенные обязанности и должен отработать свое бесплатное образование в течение нескольких лет. Значит, мы должны будем сопровождать молодого специалиста от момента получения образования до отработки на предприятии», — добавил Олег Кожемяко, высказывая свои предложения по данному вопросу.
В течение октября состоится еще ряд рабочих встреч по этой теме. Губернатор дал поручения профильным министерствам детально проанализировать ситуацию с нехваткой кадров по конкретным специальностям в городах и районах. Ректоры, в свою очередь, должны посмотреть, как обстоят дела с трудоустройством выпускников, обучающихся на бюджетных местах, и представить свои предложения по этому вопросу. Затем варианты от Амурской области будут направлены в Министерство образования РФ.
Министр образования и науки Амурской области Марина Селюч отметила: «Вся проблема заключается в том, чтобы закрепить молодые кадры, прежде всего на селе. Сегодня мы столкнулись с тем, что студент-бюджетник, обучившийся за счет государственных денег, не имеет никакой ответственности за то, что на него потрачены определенные средства. Нужно пересмотреть систему, с учетом потребностей регионального рынка труда, с учетом потребностей конкретных предприятий-работодателей. Конкретные условия закрепления специалистов должны быть прописаны в договорах. Это касается и прибавки к стипендии, и оплаты за прохождение практики, и срока отработки после окончания вуза. Губернатор даже высказал предложения, чтобы закреплять кадры через оказание помощи в приобретении жилья. Это может быть гашение ставки по ипотечному кредиту, либо какой-то другой механизм удешевления решения квартирного вопроса. Еще одно ноу-хау, которое предлагает глава региона — чтобы деньги на подготовку специалистов шли через субъект. Необходимо перейти в этом вопросе на договорные отношения. Можно будет заключать трехсторонние соглашения — субъект, вуз, студент, можно подключать и работодателей. Вот тогда мы в области сможем контролировать процесс подготовки специалистов согласно регионального заказа».
Свое мнение по предстоящим нововведениям высказал и ректор БГПУ Юрий Сергиенко: «Эти перемены назрели давно. Студенты заканчивают вуз, но работать, скажем, в школу идут и едут только единицы. А все потому, что на местах не созданы необходимые условия, а это жилье, гарантии, зарплата и прочее. Губернатор предлагает хороший вариант реализации целевой подготовки молодых специалистов».
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.