Государство в государстве. Так стали называть тындинцы железную дорогу после реорганизации системы МПС в ОАО «РЖД»

2 524

Государство в государстве. Так стали называть тындинцы железную дорогу после реорганизации системы МПС в ОАО «РЖД». Железная дорога – мощная организация, предполагающая четкое соблюдение существующих федеральных законов и основанных на них инструкций, приказов и положений. И их обязаны соблюдать все сотрудники: от руководителей до рядовых работников. Именно несоблюдение законодательства привело к конфликту между руководством эксплуатационного локомотивного депо и некоторыми бригадами машинистов. Последние для разрешения ситуации обратились в Тындинскую транспортную прокуратуру. Обращение это стало беспрецедентным...

Точка кипения

Дело в том, что с заявлением о многочисленных нарушениях трудового законодательства коллектив машинистов локомотивов в прокуратуру обратился впервые. Как пояснил «Телепорту» Тындинский транспортный прокурор Алексей Токарев, раньше сотрудниками ведомства проводились только плановые проверки, в ходе которых выявлялись многочисленные нарушения, но сами сотрудники никогда не сетовали на работу руководства. В июле текущего года в надзорный орган было направлено обращение за подписью более чем 70 сотрудников локомотивного парка. Они просили провести проверку по фактам нарушения трудового законодательства, невыполнения руководителями всех звеньев приказов, распоряжений, инструкций, нормативных документов ОАО «РЖД». «С целью обеспечения перевозок на транспорте руководство всячески скрывает факты нарушения безопасности движения, на которые им указывают работники предприятия, – говорится в документе, – не предоставляет ответы на многочисленные рапорты, поданные работниками, отказывает в создании комиссии по трудовым спорам. Вышеуказанные нарушения являются систематическими и создают угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте». В беседе с журналистом «Телепорта» машинисты локдепо рассказали то, о чем раньше среди сотрудников железной дороги не принято было говорить. Да возмущались, да негодовали, но дальше обсуждений в узких кругах дело не доходило. Но сегодня, видимо, терпение многих сотрудников достигло той точки, когда молчать они уже не могут. В то время, когда прокуратура проводила проверку, руководство локомотивного депо начало серьезную работу над коллективом... Если рассказывать все подробности, о которых поведали наши собеседники, не хватит и всех страниц одного выпуска нашего издания. Тем более что слово к делу не пришьешь. В этой связи мы постарались осветить суть происходящего, основываясь на ответе транспортного прокурора коллективу локомотивного депо, который занял 10 листов печатного текста. Основная часть нарушений, о которых говорилось в обращении работников депо, нашла свое подтверждение.

Рабочее время

Проверкой было установлено, что на предприятии допускаются нарушения законодательства, регламентирующего режим рабочего времени и обеспечение прав работников на охрану труда: должным образом не выполняются требования Трудового кодекса, предъявляемые к сверхурочной работе. Например, в июне текущего года был издан приказ, в котором не было указано, какой именно случай, предусмотренный действующим законодательством, явился основанием для привлечения 293 работников локомотивных бригад к сверхурочной работе. Не указано в приказе и то, как она будет оплачиваться. Кроме того, проверка установила, что не все дают письменное согласие на сверхурочную работу, как того требует действующее законодательство. Так, по приказу от 24 июня 26 сотрудников были привлечены к сверхурочной работе раньше, чем был издан приказ, и без их письменного согласия. Странно, но по закону сначала издается приказ, с которым знакомят сотрудника, а потом уже выполняется работа. Следовательно, 26 работников привлечены к сверхурочной работе без письменного разрешения работодателя. Не выполняются должным образом и требования, предъявляемые к сменной работе. По закону с графиками сменности должны знакомить сотрудников не позднее чем за месяц до введения их в действие. Непонятно почему, но их предоставляли всего лишь за несколько дней. Например, график сменности работников локомотивных бригад маневренного движения на апрель доведен до их сведения за семь дней (25 марта), а на май – и вовсе за два дня (29 апреля). А вот когда был доведен до сведения работников график работы колонны №1 пассажирского движения на апрель, сотрудникам прокуратуры вовсе не представилось возможным узнать: даты его утверждения и согласования отсутствуют. К тому же не все работники были ознакомлены с графиками сменности под роспись. «Это свидетельствует о нарушении пункта 11 Положения об особенностях режима рабочего времени, утвержденного приказом МПС России в 2004 году, – поясняет транспортный прокурор Алексей Токарев. – Составленные графики предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха не доводятся до сведения работников локбригад».

Производственная необходимость?

По словам машинистов, за свою активную позицию в отношении работы у них могли выявить какие-нибудь нарушения. Собеседники рассказали «Телепорту», что, бывало, получив зарплату, они видели, что лишены премии. За что лишены, почему лишены – об этом им не сообщали, и опровергнуть сотрудники неверный расчет зарплаты, куда и входили премиальные, уже не могли, ведь зарплата уже начислена... «В расчетке вижу, что меня лишили премии, иду выяснять, почему, – рассказывает один из сотрудников локдепо, – а мне говорят: видишь, приказ есть, потому и лишили». Из ответа прокуратуры коллективу следует, что приказы о лишении (снижении) премии не доводятся до сведения работников локбригад. Так, их не знакомили с приказами о лишении или снижении премии в мае, июне (и другими – указано в ответе прокуратуры). «Это является нарушением п. 4.3 Положения о премировании работников, согласно которому работники, лишенные премии в отчетном месяце полностью или частично, в обязательном порядке должны быть ознакомлены под роспись, – поясняет Алексей Геннадьевич. – Ответственность за ознакомление о лишении (снижении) премии работников возлагается непосредственно на руководителя». Но не только премии лишали, переводили и на другую работу. Как рассказывает один из машинистов, однажды он очень долго принимал локомотив, за что и поплатился. «На приемку машины нам дается определенное время, – рассказывает железнодорожник, – но было очень много недочетов, которые не устранили на техобслуживании, без их устранения я не имел права выйти в рейс, о чем сообщил руководству. После этого меня перевели в помощники машиниста». По словам транспортного прокурора, в нарушение требований действующего законодательства, по приказу начальника ТЧЭ-11 машинист тепловоза был временно переведен помощником машиниста без его письменного согласия, а в приказе указано, что основанием для этого является рапорт сотрудника. Как вы уже поняли, рапорта он не писал, как и не был ознакомлен с приказом. Неужели в этом была производственная необходимость? Почему же она не подкреплялась соответствующими документами?

Уроки трудовой дисциплины

Странное совпадение произошло в то время, когда на предприятии проходила прокурорская проверка. Машиниста, брат которого является одним из инициаторов обращения в прокуратуру, 3 августа привлекли к дисциплинарной ответственности за то, что днем раньше он отсутствовал на рабочем месте. Хотя в своем рапорте машинист доложил начальнику, что утром 2 августа он находился на приеме у врача-невролога в отделенческой больнице, а после обеда – на комиссионном осмотре. Кроме того, он сообщил, что в больнице ему отказали в выдаче больничного листа. «В приказе начальника ТЧЭ-11 от 5 августа о привлечении машиниста к дисциплинарной ответственности отсутствуют ссылки на конкретный пункт должностной инструкции, трудового контракта, правил внутреннего трудового распорядка, который нарушил машинист, – отметил транспортный прокурор. – Обстоятельства, изложенные в рапорте, не были учтены. Следовательно, к дисциплинарной ответственности он привлечен незаконно».
Нарушено было и законодательство об охране здоровья, поскольку машинисту не выдали больничный лист, а отправили на медкомиссию. Может быть, здесь все же имеет значение внутриведомственные взаимоотношения структур? Ведь в июле этот же машинист обратился к начальнику ТЧЭ-11 о рассмотрении на комиссии по трудовым спорам вопроса о нарушении со стороны руководства приказов, указаний ОАО «РЖД», в том числе об охране труда. Его обращение осталось без рассмотрения. Как поясняет транспортный прокурор, этот факт также свидетельствует о нарушении трудового законодательства. Получается, что руководство локдепо, требуя соблюдения всех законодательных актов от своих подчиненных, само не всегда их соблюдало. И почему-то это начало становиться закономерностью. Работники, выполняя требования инструкций и приказов, не находили понимания со стороны руководства: по словам самих машинистов, некоторым за «особую прыть» пытались указать «свое место».
К примеру, после того как началась прокурорская проверка, многие из тех, кто подписал обращение в надзорный орган, стали отказываться от своих подписей. «Их по одному вызывали на «ковер» и проводили беседы, – рассказывает один из инициаторов обращения, – после они говорили мне: «Извини. Я отказался от своей подписи, сказал, что поставил ошибочно. Понимаешь, если я буду настаивать, меня уволят, а у меня ипотека, маленькие дети...». Опять-таки это лишь доводы машинистов, которые являются странными совпадениями...

Нарушения устранить

Так или иначе, нарушения в ходе проверки прокуратурой были выявлены. В адрес начальника ТЧЭ-11 внесено представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Внесено представление и в адрес главного врача НУЗ «Отделенческая больница» об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан и о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. В настоящее время представления находятся на рассмотрении. Что касается приказов начальника ТЧЭ-11 о переводе одного машиниста помощником, а другого (его брата) о привлечении к дисциплинарной ответственности, прокурором принесены протесты с требованием об их отмене. Кроме того, в отношении главного инженера ТЧЭ-11 и одного из заместителей начальника эксплуатационного локомотивного депо возбуждены дела об административном правонарушении, а постановления направлены для рассмотрения в Госинспекцию труда. С журналистом «Телепорта» замначальника эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и соцвопросам Арон Буханько согласился встретиться только после того, как будут известны все результаты прокурорской проверки. «Я с удовольствием с вами встречусь, – сказал Арон Леонидович. – На все предписания прокуратуры у нас есть объяснения, которые мы изложили в своих ответах прокурору. Давайте дождемся, что нам на это ответят». Поэтому мы еще возвратимся к данной теме.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости