Ни для кого не секрет, что в школах, особенно в отдаленных сельских, стремительно «стареет» преподавательский состав. Во многих школах не хватает учителей-предметников, приходится привлекать преподавателей «смежных» дисциплин. Понятно, что на качестве образования это сказывается не лучшим образом. Как привлечь выпускников педагогических вуза и колледжа к работе в сельских школах — проблема острая.
Ни для кого не секрет, что в школах, особенно в отдаленных сельских, стремительно «стареет» преподавательский состав. Во многих школах не хватает учителей-предметников, приходится привлекать преподавателей «смежных» дисциплин. Понятно, что на качестве образования это сказывается не лучшим образом. Как привлечь выпускников педагогических вуза и колледжа к работе в сельских школах — проблема острая.
Многие бы и рады здесь работать... К примеру, сами росли не в столицах и привыкли к постоянному общению с природой, к другим особенностям сельской жизни. А кто-то готов следовать справедливой пословице: «Лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе». Действительно, возможности карьерного роста у молодого специалиста в селе гораздо более значительные. А кроме того, уж очень ребятишки деревенские — благодарная аудитория, с ними, как утверждают опытные учителя, гораздо легче работать, чем с городскими детьми. Тем не менее молодежь в село, в небольшие городки не стремится...
— Да, идет заметное старение педагогических кадров, ощущается и нехватка учителей в сельских школах, — подтвердила Надежда Сопова, заместитель руководителя Амурского объединения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», — одна из важнейших причин этого — отсутствие достойных жилищных условий. Молодые специалисты после университета не хотят прощаться с городскими коммунальными благами ради жизни в продуваемой всеми ветрами избушке, которую им — на двоих-троих — готовы предоставить сельские школы. Самим же молодым педагогам на свою небольшую зарплату не по силам приобрести или построить хорошее жилье.
Инициатива
Схему решения этой больной для страны проблемы предложил Владимир Путин. Он же озвучил название проекта — «Учительский дом». Суть его в том, чтобы создать специальную ипотеку для молодых сельских учителей с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по размерам зарплаты.
— Ставка сегодня, — подчеркнул Путин, — порядка 13-14%, предлагается сделать ее в районе 8,5%, первоначальный взнос сегодня 20%, предлагается — не более 10%. И, я думаю, было бы очень правильно, если бы регионы (у многих такие возможности есть) этот первоначальный взнос вообще взяли на себя. Это вполне возможно. И речь идет о специалистах до 35 лет, о молодых педагогах... Мне кажется, как первый шаг решения жилищных проблем учителей на селе это может быть достаточно эффективным.
Кроме того, Путин предложил создавать жилищные кооперативы для педагогов, в которые смогут вступить все школьные преподаватели вне зависимости от возраста. «Фонд развития жилищного строительства будет безвозмездно предоставлять таким кооперативам участки под застройку, а субъекты Федерации могли бы полностью взять на себя обустройство таких участков всеми необходимыми коммуникациями, а также решение оргвопросов. В результате, по нашей предварительной оценке, стоимость квадратного метра жилья экономкласса может снизиться минимум на 25–30% от рыночного уровня — это уже заметное облегчение для участия в таком кооперативе, — подчеркнул председатель правительства. — Предлагаю выделить по 1 миллиону рублей подъемных каждому специалисту, который пожелает или уже работает на селе. Он сможет использовать эти деньги на обустройство, решение жилищных и других бытовых проблем. Единственное условие — проработать на селе не менее пяти лет. Это вполне обоснованно и логично».
Первые шаги
В Приамурье поддержали полезную инициативу. Губернатор Олег Кожемяко заявил:
— Мы приступили к реализации пяти новых проектов, предложенных Владимиром Владимировичем Путиным. Среди них — «Ипотека для молодых преподавателей» и «Учительский дом». Будет установлена ставка по ипотеке в районе 8,5%, а первоначальный взнос — не более 10% от стоимости жилья. Более того, область этот первоначальный взнос берет на себя. Программа «Учительский дом» предусматривает строительство так называемых «учительских домов» для преподавателей, объединившихся в жилищные кооперативы. Таким кооперативам участки под застройку будут предоставляться безвозмездно, а область и муниципалитеты позаботятся обо всех необходимых коммуникациях, помогут в создании кооперативов.
Владимир Путин предложил региональным властям выделять по миллиону рублей молодым врачам или учителям, которые пожелают работать на селе. Деньги будут предназначены для решения их жилищных проблем. Кстати, в Амурской области такая программа уже разработана и активно реализуется. В бюджете на эти цели в 2011 году предусмотрено 25 миллионов рублей — в расчете до 1 миллиона на приобретение жилья в сельской местности для специалиста в сфере здравоохранения и образования.
На следующий год, как заверил Олег Кожемяко, средств по данной программе будет запланировано значительно больше — исходя из потребности в каждом населенном пункте. При этом в Приамурье участником программы может стать любой специалист — возрастных ограничений нет. Главное, чтобы он был готов отработать на селе как минимум 5 лет и был востребован. Будут также выделяться средства по программам «Ипотека для молодых преподавателей», «Учительский дом».
Педагогов услышали
Учительское сообщество Приамурья не осталось равнодушным к новым начинаниям. Мало того, с удовлетворением отметило, что к чаяниям и инициативам самих педагогов власти так внимательны.
— Наша организация — Всероссийское педагогическое собрание — одной из первых вошла в Народный фронт, — рассказывает Надежда Сопова. — На съезде ВПС, состоявшемся в конце мая, присутствовал Владимир Путин. Мы обсуждали самые больные проблемы образования: невысокие зарплаты, несовершенство образовательных стандартов, тяжелую ситуацию с малокомплектными школами, старение кадров и нехватку учителей на селе. В выступлениях были предложения, как закрепить молодые кадры на селе, как сохранить малокомплектные школы: строить для учителей кооперативное жилье, создавать в маленьких деревнях учительские дома, где педагог мог бы и учить детей, и жить со своей семьей. В своей заключительной речи на нашем съезде Путин сказал: будем думать, как сделать посильным для молодых педагогов приобретение жилья. В итоге эти идеи трансформировались в проекты «Учительский дом» и «Ипотека». Очень приятно сознавать, что наши мысли, предложения были действительно услышаны, взяты на вооружение. Вот наглядный пример работы Народного фронта.
Ростислав Гольдштейн, депутат Государственной думы:
— «Учительский дом» — ответ на многочисленные обращения огромного числа педагогов. Невысокая заработная плата делает невозможным решение жилищного вопроса, так как существовавшие до сих пор предложения по ипотеке или по долевому участию были для педагогов неподъемными.
Что мы имеем на сегодня? Самые стойкие кадры — средний возраст 50 лет. Молодые педагоги в школу не идут. Молодым нужно создавать семьи, воспитывать детей, а это возможно только при определенном уровне финансового благополучия. Проблему нужно решать комплексно.
Проект «Учительский дом» подразумевает строительство домов жилищными кооперативами, в которые будут объединяться педагоги, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цена квартир в таких домах будет гораздо ниже рыночной. Это возможно достичь благодаря предоставлению особых условий: участки под застройку будут безвозмездно выделены из федерального земельного фонда, коммуникации под строительство будут проведены за счет региональных бюджетов.
Понятно, что в бюджетах текущего года средств на реализацию столь масштабного проекта не предусмотрено. Поэтому сейчас важно осуществить комплекс подготовительных мероприятий и выйти с конкретными расчетами на бюджет-2012.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.