Бамовцам придется вспомнить легендарную стройку 70-х

1 550

Видимо, бамовцам придется вспомнить легендарную стройку 70-х – на прошлой неделе специальная комиссия посетила строящиеся объекты на Байкало-Амурской магистрали. Нужных результатов члены делегации не увидели, а потому подвергли критике работу подрядчиков. Сегодня уложиться в график при минимальном финансировании в масштабах железнодорожной магистрали – героический поступок.

Проблемы реализации программы по развитию Восточного полигона и возможные пути их решения обсудили представители руководящего состава подразделений функциональных дирекций Дальневосточной железной дороги и ее филиалов на железнодорожном узле Тында, а также представители подрядных организаций, принимающих непосредственное участие в этом глобальном проекте.

Реализация инвестпроекта по развитию Восточного полигона включает в себя модернизацию и реконструкцию БАМа и Транссиба. Соответственно Программа развития железнодорожной инфраструктуры Тындинского региона является его неотъемлемой частью. Проект общей стоимостью 562, 4 млрд рублей рассчитан на 5 лет: с 2013 по 2017 год. Поступление средств на его реализацию осуществляется из трех источников. В частности из Фонда национального благосостояния (ФНБ), из которого должно поступить 150 миллиардов рублей. Вливания госбюджета составят 110 миллиардов рублей. И львиная доля финансирования проекта – 302 миллиарда рублей – средства ОАО «РЖД».

Специальная комиссия побывала с контрольным объездом по БАМу, включая реконструируемые объекты на Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.

Встречу всех сторон, заинтересованных в реализации проекта, после комиссионного объезда участка Тында – Хани провел начальник Дирекции по развитию железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» Вячеслав Рыбкин, который напомнил, что паспорт инвестпроекта был утвержден 24 октября 2014 года, а первый транш ОАО «РЖД» в размере 50 миллиардов рублей из ФНБ получило 13 марта текущего года. «Вся программа формировалась с участием и сотрудников РЖД, и специализированных институтов, в том числе Института экономики и развития транспорта, – уточнил Вячеслав Георгиевич. – Обсуждение данной программы длилось достаточно долго, и деньги получили позже намеченных сроков, что существенным образом повлияло на корректировку источников финансирования».

Российское правительство, утвердив инвестпрограмму ОАО «РЖД» в целом, предусмотрело на 100 миллиардов выпуск инфраструктурных облигаций для разного назначения. По данным, озвученным на совещании, эти средства по распоряжению правительства РФ были выделены, но по указанию Минфина направлены на покупку облигаций федерального займа. Лишь часть средств, 30 миллиардов рублей, ОАО «РЖД» получило из уполномоченного банка только на закупку локомотивов. До сих пор нет поступлений по Восточному БАМу, а это 7,5 миллиарда рублей.

«Компания «РЖД», начиная большую стройку по Восточному полигону, изначально тратила свои деньги, за исключением 4,6 млрд. рублей из госбюджета на начало проектно-изыскательских работ, – сообщил начальник Дирекции по развитию железных дорог Восточного полигона. – Они были потрачены в 2013-14 годах. Работы были развернуты широким фронтом, и весь 2014 год получился исчерпанным по данным лимитам, а дальнейшее финансирование уже 1400 объектов, которые содержатся во всей программе, как я уже сказал, осуществляется из нескольких источников: ФНБ, госбюджета и средств ОАО «РЖД», заработанных от основной хозяйственной деятельности». Вместе с тем надежда на поддержку государства остается, и она вполне реальна. «27 марта Госдума в первом чтении приняла поправки к федеральному бюджету, и, по моим данным, в мае уже пройдут все согласования на уровне Федерального собрания и будут подписаны президентом РФ, – продолжил он. – 21,8 миллиарда рублей – прямая господдержка на увеличение уставного капитала ОАО «РЖД», и они учтены во всех программах».

Нельзя не отметить, что на протяжении последних лет ведутся очень серьезные работы по всем четырем направлениям от Тынды. Это и работы по устройству автоблокировки и диспетчерской централизации, и по строительству второй линии электроснабжения – 10 киловольт, и по устройству двухпутных перегонов, новых станций...

На участке Тында – Хани проведены работы по проектированию 11 разъездов, 4 двухпутных перегонов и двух двухпутных вставок. От Тынды до станции Мустах спроектированы 4 новые станции. Активные работы велись и по развитию станции Улак.

По прогнозам инвестпроекта по развитию Восточного полигона, к 2017 году все эти работы, которые в том числе включают в себя реконструкцию мостов и земляного полотна, замену рельсошпальной решетки на железобетонном основании, укладку бесстыкового пути, будут выполнены. И это, безусловно, уже в ближайшем будущем даст положительные результаты – план развития БАМа разработан с учетом перспектив дальнейшего увеличения объемов грузов.

Однако в реализации проекта есть очень серьезные проблемы. И несвоевременное финансирование, с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, одна из основных. Лимит инвестпроекта в 562, 4 миллиарда рублей и сроки его реализации до 31 декабря 2017 года остаются неизменными. Вместе с тем цены на металл и массу комплектующих для различного оборудования, зависящие от доллара и евро, неумолимо растут. По официальным данным, для выхода из сложившейся ситуации президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным в адрес крупнейших поставщиков было направлено порядка 178 писем с предложением о сдерживании цен для закупок ОАО «РЖД» на прежнем уровне. Однако основная часть поставщиков – 88 – ответила отказом. Более того, они сообщили, что рост цен будет продолжаться, и не исключено, что увеличится от 50 до 80 % по разным номенклатурам. «В этой тяжелой ситуации реализовать данную масштабную программу возможно только при нашей консолидации, координации и понимании того, что мы делаем общее дело, – обратился к присутствующим Вячеслав Рыбкин. – Чудес на свете не бывает, будем совершать подвиг...».

Похоже, подрядчикам действительно предстоит ударное выполнение запланированных работ, ведь уже на сегодняшний день идет серьезное отставание от графика, и это отметили члены спецкомиссии – на большей части объектов работы так и не начаты. В связи с этим представители строительных и проектных организаций услышали в свой адрес критические высказывания от членов спецкомиссии. Критику в свой адрес строители восприняли адекватно и привели свои доводы. «Мы согласны с высказанными замечаниями, но все же... На объекты мы вышли еще в ноябре 2014 года, но до сих пор стоим, хотя работать мы готовы. На сегодня не утвержден ни один проект, и самое главное – нет финансирования. У нас довольно большие затраты на закупку шпал, рельсов, ГСМ. В сложившихся экономических условиях строители не могут брать кредиты, потому что они неподъемны. Если будет открыто финансирование, мы в течение 5 дней можем запустить все экскаваторные комплексы, – объяснил ситуацию председатель Совета директоров ПАО «Бамстроймеханизация» Василий Тарасенко. – Еще один вопрос, который требует решения, это стоимость материалов. Цены на металл, железобетон, ГСМ в России уже давно ушли от сметной стоимости. Необходимо рассмотреть вопрос применения повышающего коэффициента, иначе этот проект будет нерентабелен».

И представитель заказчика Дирекции по развитию железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» согласился с тем, что подрядчики не могут приступить к работам из-за отсутствия финансирования. «Деньги ФНБ получены, и на авансы мы их можем направлять, – заверил Вячеслав Рыбкин. – Пишите письма заказчикам с расчетом обоснованной авансовой суммы...». «Все это сделано, – сообщил Василий Иванович, – но денег до сих пор нет». По словам начальника Дирекции по развитию железных дорог Восточного полигона, в ближайшее время по поручению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина будет разработана схема для выделения средств из бюджета компании для выплаты аванса подрядчикам.

Главный инженер Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Владимир Крапивный, выступая на совещании, состоявшийся объезд назвал вторым знаменательным событием после тех торжественных мероприятий, что состоялись в прошлом году и были посвящены началу строительства БАМа. Владимир Антонович поблагодарил членов комиссии за критику по существующим замечаниям, а также обратился к представителям ведомств, от которых напрямую зависит реализация проекта. «Инвестиционная программа 2015 года на Дальневосточной железной дороге состоит из 509 объектов, 139 мероприятий, 379 титульных участков на общую сумму 49, 6 млрд. Таких инвестпрограмм на Дальневосточной железной дороге в истории не было не только за год, но и за 2 и 3 года. Их просто не было... – сообщил он. – Я бы попросил руководителей подразделений не делать крен на отсутствие источников финансирования. Выполнение плана инвестпрограммы по первому кварталу от годовой суммы составляет 2,8%, а по нормативу должно быть 10%». Владимир Крапивный отметил актуальность программы по Восточному полигону, поскольку наблюдается рост грузоперевозок, а потому нужно четко соблюдать сроки реализации проекта.

Вячеслав Рыбкин еще раз акцентировал внимание собравшихся на необходимости своевременнго выполнения поставленных задач и напомнил, что по поручению российского правительства в 2018 году должен начаться второй этап реализации инвестпрограммы по Восточному полигону, рассчитанный до 2025 года. «Я не исключаю, что транш на второй этап придет в этом году, – сказал он. – И выделенный в марте транш на первый этап мы должны показать в реально построенных объектах».

В результате встречи было предложено создать в Тынде оперативный штаб по реализации инвестпроекта реконструкции и модернизации бамовских объектов.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости