Минвостокразвития России создаст 35 тысяч новых современных рабочих мест на территории Дальнего Востока

3 063

7 мая в правительстве был заслушан доклад министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки на заседании Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.

Подъём Дальнего Востока в качестве национального приоритета развития России намечен на весь XXI век, - так начал свое выступление Александр Галушка.

В Правительстве Российской Федерации этому вопросу уделяется особое внимание. Создана специальная Правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства. Ежемесячно под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева проходят совещания по самым различным аспектам развития Дальнего Востока, где рассматриваются предложения и результаты работы всех министерств и ведомств по развитию Дальнего Востока.

26 марта мы Вам докладывали о том, что сделано Министерством по развитию Дальнего Востока за первые полгода работы в целом по кардинальному улучшению инвестиционного климата, по полевому аудиту всего Дальнего Востока с целью создания территорий опережающего развития, по соответствующему законопроекту, который подготовлен нами, по приоритизации всех государственных программ на интересы развития Дальнего Востока, по практическому обеспечению реализации инвестиционных проектов.

26 марта был соответствующий доклад министерства. Сегодня я хотел бы остановиться, Владимир Владимирович, на тех вопросах, которые Вы подняли в своём вступительном слове.

По программе ФЦП «Курилы». Сейчас действует ФЦП до 2016 года, новая ФЦП развития Курил подготовлена министерством в декабре 2013 года. Завершается процесс согласования, до конца этого месяца планируется внесение в установленном порядке. Программа должна быть утверждена в 2015 году, чтобы вступить в силу в 2016 году.

Что предусматривает эта программа? Предусматривает приобретение необходимого авиатранспорта, строительство трёх грузопассажирских судов, строительство причального комплекса на острове Кунашир, реконструкцию глубоководного причала на острове Парамушир, реконструкцию портопункта на острове Шикотан, устройство асфальтобетонного покрытия автодороги Южно-Курильск – Головино.

Объём финансирования, который предусмотрен проектом программы, составляет более 92 миллиардов рублей, в том числе 47 миллиардов рублей за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, программа планируется к принятию в установленном порядке в 2015 году, а сегодня уже завершаются все согласования, вступит в силу с 2016 года.

Второй вопрос, который был отмечен, – это учёт в государственной программе развития Дальнего Востоке создания опорной сети автодорог. Действительно, была серьёзная проблема в силу многократного разрыва между заявленным финансированием в ранее утверждённой государственной программе. В ранее утверждённой госпрограмме развития Дальнего Востока было заявлено 3,8 триллиона рублей, а подтверждено 213 миллиардов рублей. В соответствии с Вашим поручением все госпрограммы были скорректированы, и объёмы финансирования приведены в соответствие имеющимся мероприятиям.

Таким образом, по программе развития Дальнего Востока сокращение произошло почти в 20 раз. Изначально программа, Вы это отмечали, была нереалистичной. В силу этого сокращения и в рамках приведения в соответствие мероприятий госпрограммы к установленным финансовым лимитам некоторые объекты не нашли своё отражение в новой госпрограмме. Действительно такая проблема есть.

Вместе с тем мы докладывали Вам, что была проведена кропотливая работа по наделению Министерства по развитию Дальнего Востока необходимыми полномочиями. Одним из таких полномочий является полномочие по согласованию государственных программ в той части, в которой они подлежат реализации на Дальнем Востоке. Председатель Правительства провёл соответствующее совещание о том, как обстоят дела по финансированию в различных госпрограммах развития Дальнего Востока.

Выявлен целый ряд системных проблем, когда по целому ряду программ просто кратное, а иногда многократное недофинансирование Дальнего Востока. И в рамках этого, Владимир Владимирович, та проблема, которую Вы обозначили сейчас, была учтена в государственной программе развития транспортной системы. И те мероприятия, по развитию опорной сети автомобильных дорог федерального значения, которые ранее были в госпрограмме развития Дальнего Востока, сегодня учтены в госпрограмме развития транспортной системы.

Что это за объекты. Это строительство и реконструкция участков дорог «Лена» – от Невера до Якутска, «Колыма» – от Якутска до Магадана, «Вилюй» – от дороги М53 до Якутска, «Уссури» – от Хабаровска до Владивостока, «Амур» – от Читы до Хабаровска с общим объёмом подтверждённого финансирования 247 миллиардов рублей до 2020 года.

Таким образом, те объекты, которые нам не удалось учесть в программе развития Дальнего Востока, сегодня учтены в программе развития транспортной системы.

Третье. В этом же ключе мы планируем решение проблемы по льготной ипотеке для дальневосточников. Предложения соответствующие министерством подготовлены, направлены для учёта в государственную программу «Жилище». Срок исполнения поручения Председателя Правительства – до 20 мая этого года. Рассчитываем, что эти предложения будут учтены.

Главный вопрос – это найти деньги на субсидирование ипотеки для дальневосточников. При этом хотел бы подчеркнуть, что в части молодых семей, то есть той категории граждан, которая наиболее нуждается в улучшении жилищных условий, Правительством Российской Федерации решение принято 12 октября 2013 года. Это решение предусматривает начиная с 2014 года применение повышающих коэффициентов при распределении федеральных бюджетных субсидий.

В результате объём субсидий на ипотеку молодым дальневосточным семьям увеличивается с 433 миллионов рублей в 2013 году до почти 600 миллионов в 2014 году. И, таким образом, решается проблема той категории граждан, которая наиболее нуждается в льготной ипотеке. По всем остальным категориям предложения, как я сказал, подготовлены, рассчитываем на их учёт в госпрограмме «Жилище».

Четвёртый вопрос, который был поднят, – по приоритетным инвестиционным проектам на Дальнем Востоке. Мы докладывали Вам 26 марта о той работе, которая была проделана в этой части новым составом Министерства по развитию Дальнего Востока. Напомню, что за этот период времени было отсмотрено более 400 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Все они были проанализированы, оценены, и в результате отобраны 23 наиболее эффективных, и из них 16 проектов, которые и наиболее эффективны, и наиболее готовы к практической реализации, за которыми стоит конкретный инвестор, либо уже вложивший финансирование, либо с подтверждённым финансированием со стороны кредитных организаций.

Что эти проекты дают Дальнему Востоку? Они дают 2,2 триллиона рублей внебюджетных частных инвестиций, 623 миллиарда налогов, 35 тысяч новых современных рабочих мест.

Для своего запуска эти проекты требуют бюджетного финансирования в объёме 133 миллиардов рублей, прежде всего для того, чтобы снять практически очень прикладные, точечные инфраструктурные проблемы, с которыми сталкивается каждый из этих проектов.

Для решения этих вопросов Министерством по развитию Дальнего Востока в соответствии с поручением Председателя Правительства подготовлена федеральная целевая программа развития Дальнего Востока. 30 апреля этого года она направлена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации в данном объёме, 133 миллиарда рублей, и с конкретными мерами по запуску этих проектов.

Что обращает на себя внимание, Владимир Владимирович, – на 133 миллиарда бюджетных инвестиций мы получаем 2,2 триллиона инвестиций внебюджетных. Таким образом, мультипликатор эффективности бюджетных вложений составляет один к семнадцати. Это одно из наиболее высоких значений.

Кроме того, 25 апреля, если мы говорим об инвестиционных проектах на Дальнем Востоке, Дмитрием Анатольевичем Медведевым специально было проведено заседание правительственной комиссии, которое было полностью посвящено реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке как конкретных, так и системы работы с данными инвестиционными проектами, включая, естественно, и критерии отбора. А критерии отбора, которые Вы упомянули, конечно, нами разработаны. Мы не изобретали велосипед, мы взяли лучшую практику стран с развитым институтом государственно-частного партнёрства и успешным опытом реализации крупных инвестиционных проектов.

Что это за критерии. Первое – это объём налогов на бюджетные вложения, то есть фактически рентабельность бюджетных инвестиций. Второе – это объём добавленной стоимости. Третье – это соотношение частных и бюджетных инвестиций. Исходя из этих критериев те проекты, которые отобраны, дают большую добавленную стоимость, больше частных инвестиций и больше налогов в бюджет и позволяют мультиплицировать развитие Дальнего Востока.

На заседании правительственной комиссии, которое прошло 25 апреля, приняты решения. Первое – до 8 июня методика отбора инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, включая соответствующие критерии, должна быть доработана и утверждена, создана специальная подкомиссия по реализации инвестиционных проектов под председательством Юрия Петровича Трутнева, и принято решение о том, что проекты будут утверждаться распоряжением Правительства Российской Федерации. Кроме того, по первым пяти проектам приняты конкретные решения, обеспечивающие их практическую реализацию.

Важно на Дальнем Востоке не только поддержать те проекты, которые находятся в высокой степени готовности, но и создать условия, создать среду для возникновения десятков и сотен новых проектов. Именно в этом ключе находятся Ваши поручения, Владимир Владимирович, по созданию территорий опережающего развития. Минвостокразвития, как мы Вам докладывали, провело полевой аудит территории Дальнего Востока, отобраны площадки, наиболее подготовленные для создания этих территорий в каждом из субъектов ДФО, и разработан соответствующий законопроект. Законопроект был рассмотрен на совещании у Председателя Правительства 20 марта, по поручению Председателя Правительства до 21 мая мы вносим его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Ключевая идея законопроекта состоит в возможности использования лучших технических регламентов, градостроительных решений, таможенных процедур для прямого использования на этих территориях опережающего развития и на этой основе реального обеспечения глобальной международной конкурентоспособности условий инвестирования, ведения бизнеса на Дальнем Востоке.

Таким образом, резюмируя, поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, приоритизация различных государственных программ на интересы развития Дальнего Востока, создание условий для формирования новых инвестиционных проектов на основе кардинального улучшения инвестиционного климата позволяет добиться главного – реально привлечь как частный, так и бюджетный ресурс, необходимый для подъёма и опережающего развития Дальнего Востока.

По сообщению пресс-службы Минвостокразвития РФ

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости