Интеллектуал, «не ангелы» и будущие чемпионы готовятся к новым достижениям.
Интеллектуал, «не ангелы» и будущие чемпионы готовятся к новым достижениям.
Село Усть-Ивановка основано в 1868 году
находится в 18 км от г. Благовещенска
численность населения -1985 человек
глава сельской администрации — Александр Лимайкин
Учреждения: Дом культуры, детский сад, средняя общеобразовательная школа, почтовое отделение, амбулатория, также на территории села расположена Амурская областная психиатрическая больница и психоневрологический дом-интернат.
Село Владимировка основано в 1861 году
находится в 4 километрах от г. Благовещенска
численность населения — 473 человека
Учреждения: сельский клуб.
Историческая справка
Датой основания села Усть-Ивановка считается 1868 год – об этом свидетельствует надпись при въезде в село. В конце XIX века сюда, на место будущего одного из крупных сел Благовещенского района, пришли крестьяне и стали первопоселенцами, назвав свою деревню Будунда – так прозвали место эвенки, испокон веков разводившие здесь оленей. В переводе с эвенкийского «Будунда» означает «большой олень с пегой мордой». Спустя 104 года, с началом борьбы с иноязычными названиями, в 1972 году речку Будунду, протекающую у села, переименовали в Ивановку, а само село стали называть Усть-Ивановка.
С ликвидацией маньчжурского клина в 1900 году и выселением всего китайского населения на правый берег Амура эти благодатные земли отошли во владение казачьему войску. Выжженная до тла китайцами после выселения их за реку, территория долго не пустовала. Удобное место на берегу Зеи стало пользоваться популярностью среди предприимчивых людей. Казаки не могли не упустить такой возможности и начали передавать земли в аренду.
Село Будунда было одним из известных населенных пунктов Приамурья в начале XIX века. Именно через него проходил Амурский почтовый тракт, торговый путь с Аляской. Не удивительно, что здесь как грибы росли постоялые дворы, питейные заведения и промышленные склады.
Популярный торговый пункт не обошла вниманием благовещенская иерархия. Заняться строительством монастыря на берегах Зеи мечтал Святитель Иннокентий Вениаминов еще в конце XIX века. Осуществить мечту божьи люди смогли после многолетней тяжбы с казаками — на берегах Зеи появился мужской монастырь, а затем и церковь с церковно-приходской школой. После этого началось более активное заселение Будунды крестьянами и торговцами. Согласно данным церковных метрических книг, до 1913 года не было зарегистрировано ни одного брака, ни свадьбы и похорон.
Все изменилось после Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков осваивать будундинские земли отправилась сельскохозяйственная артель с поистине социалистическим названием «Равенство».
С церковными гонениями в 1938 году уголок православия — монастырь и церковь — передали военным. Служивые люди, обустроив в «святых местах» казармы и столовые, прожили под взором лик святых до 1961 года, после чего были переведены во Владивосток. Оставив после себя добротные казармы и один из некогда лучших спортивных стадионов. Кстати, военные казармы до сих пор жилые. Именно на территории бывшего военного городка сейчас располагается Амурская областная психиатрическая больница и психоневрологический дом-интернат.
Дом для бабы Саши
Отремонтировать избу участницы трудового фронта из Владимировки планирует сельсовет
Всего «трудовиков» во Владимировке семеро. Судьба Александры Смолиной кровно связанна с Отечественной войной.
Как и многие, потеряла родственников. С грустью в глазах смотрит Александра Сергеевна на монумент павшим бойцам и ветеранам Великой Отечественной. Вспоминая свою большую кубанскую семью (только трое из десяти человек пережили 1945-й), баба Саша чтит и помнит ту славу бойцов Красной Армии, о которой современная молодежь читала только в учебниках истории.
— Даже семь классов не закончила, в декабре нам выдали аттестаты, а уже в январе 1942-го пришли немцы, — как сейчас помнит Александра Сергеевна. — Нашу станицу Донизбищи в 400 домов, что тогда была еще в Воронежской области, в один миг оккупировали фашисты. Мне тогда 14 лет было. Всех здоровеньких, бравых ребятишек с 16 лет оккупанты забирали в Германию. Я чудом осталась в родном селе…
Тогдашняя девчонка, Александра вместе с матерью воочию наблюдала за наступлением Красной Армии, переправу их через Дон и отступление фашистских танков:
— Помню, спрячешься в подвале дома и пережидаешь атаку. Земля так и сыплется со стен подвала и гул стоит неимоверный. Сидишь, укутавшись, и чувство, как будто сердце так сжалось, что больше никогда не разожмется. А выйдешь на улицу, там и неба не видно — сплошной дым, и только гул от артиллерийских залпов, и самолеты летают не понять чьи. Все трясется, все содрогается.
На Великую Отечественную у Александры Сергеевны в 1942-м ушли отец Сергей Васев и два брата — Василий и Николай. Молодые совсем были, даже неженатые ушли. Николай на Висле погиб в 1944-м, а Василий в 1945-м в Германии уже. Муж тоже воевал, но уже в Маньчжурии.
Зима 1945-го стала переломной в судьбе Александры Сергеевны. Выжженная станица с опустевшими дворами, куда вернулся отец, казалась безлюдной равниной.
— К весне 1946-го мы перебрались в Амурскую область, в село Владимировка, пару лет отработав в совхозе, переехали в Сергеевку, — рассказывает баба Саша. — 15 лет проработала я там дояркой и телятницей. Там же и утонул один из трех сыновей. После просто не могла смотреть на Амур. Именно потому с мужем, двумя сыновьями и дочерью к 1990 году переехали обратно в родное для мужа село Владимировка. Вот так и живем.
Из села, ставшего родным, даже сейчас в свои почти 82 года баба Саша переезжать в «цивилизацию» не хочет, хотя избушка порядком обветшала, да и с удобствами – полное неудобство. Местные власти решили помочь с жилищным вопросом — переселить. Отказавшись съезжать, Александра Сергеевна попросила отремонтировать домишко. В сельсовете стараются помочь.
«Не ангелы»
Группа с таким названием выступит на усть-ивановской сцене в День молодежи
Именно так говорят о своей музыкальной карьере члены ансамбля «Не ангелы». Без них не обходится ни один праздник в Усть–Ивановке, под их музыку женщины плачут, а мужчины аплодируют стоя. Среди их репертуара — как музыка минувших лет, так и композиции собственного сочинения. Семеро музыкантов, как легендарная группа из Бремена, играют для народа, играют для души.
— «Не ангелы» — потому, что мы уже не дети, — говорит бас-гитарист ансамбля Александр Лимайкин. — Все люди взрослые, состоявшиеся, однажды взяв инструмент в руки и оглядевшись, мы решили, что мы совсем не ангелы. Так и прозвали свой ансамбль.
Состав ансамбля больше напоминает коллектив обычной рок-группы: бас-гитарист — Александр Лимайкин, соло-гитара – Дмитрий Гуров, барабанщик – Владимир Печонкин, синтезатор – Наталья Павлова, солист – Олег Капитонов, бэк–вокал – Вера Макаренко и Елена Андреенко. Пока что вакантным остается место ритм–гитариста.
Незаменимую роль творца в ансамбле играет местная поэтесса Наталья Павлова, которая пишет стихи и музыку. В ближайших планах Натальи выпустить свой сборник стихов.
Ансамбль «Не ангелы» — приверженцы так называемой попсы. «Мы поем популярную музыку, иногда даже под фонограмму, — признаются музыканты. – А куда деваться, если нет нот». Визитной их карточкой давно уже стала песня группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе». Именно ее постоянно просят на «бис» сами селяне во время выступления «Не ангелов».
— Лично мне нравятся лирические песни, такие как «Баллада о матери», — рассказывает бэк-вокалистка ансамбля Елена Андреенко. – Душевные песни всегда трогали за сердце, их хотелось слушать не переставая, и уж тем более петь самому. Может быть, именно поэтому я и решила вступить в ансамбль.
Существующие почти год «Не ангелы» уже повидали концертные площадки района, областного центра ну и, конечно же, своего родного села – Усть-Ивановка. Ближайшее выступление ансамбля планируется на День молодежи в рамках концертной программы «Смех — дело серьезное». Музыканты уже занялись подборкой песен к торжеству молодости.
Римма Жидяева: «Я просто сменила шторы...»
Ее культурная карьера сверкнула единственной в области медалью Гайдара
Девушка Римма в 60-е маленькой искрой своей улыбки и творческой жилки характера изменила всю культурную жизнь Усть-Ивановки в одночасье. Ее клуб стал одним из лучших в Приамурье всего за два года.
— С приездом в 1965-м году в Усть-Ивановку я сразу устроилась работать заведующей сельским клубом. А через два года «стукнуло» 50-летие Великой Октябрьской революции, — рассказывает Риаломма Александровна Жидяева. Привычнее – Римма Александровна. — Революцию в селе мы решили «поставить» по-настоящему — собрали мужиков сельских, нарядили в костюмы партизан и разыграли театрализованное представление – «Партизанские отряды занимают города». Актеров даже уговаривать не пришлось, все с охотой играли свои роли. До «революции» отсчитывали дни по календарю, своему. Каждое утро я по радио слушала, что было в «этот день» и вписывала в календарь.
Такого напора культурной работы не смогли оставить без внимания в райкоме. Клуб Риммы Александровны в те советские годы вошел в десятку лучших в Приамурье. «Я просто сменила шторы», — застенчиво говорит бывший культработник.
— Мимо проезжающие в один из осенних деньков культработники затормозили у моего клуба, — говорит Римма Александровна. — Четыре автобуса деятелей культуры со всей области ехали на выездной семинар в село Богородское. Так они туда и не доехали — у нас в клубе остались проводить свои занятия. Говорили, что не могли просто так проехать мимо такого клуба.
Бережно оформленные стенды и декорации канули в лету — пожар в клубе унес с собой все богатство. Но до сих пор в памяти у селян осталась та, своя «Октябрьская революция «со своими» партизанами».
Оставив культурную работу, к 74 году Римма Александровна стала постигать библиотечное мастерство в Амурской областной психиатрической больнице.
Наш культработник продолжил нести светлое и в стенах медицинского заведения. Детский клуб по интересам «Чебурашка» появился в «красном уголке» больницы, как только ее порог переступила Римма Александровна. Выступлению ребят – «чебурашек» по телевидению, на радио, праздниках и концертах аплодировали амурчане не один десяток лет. Не получая ни копейки за свою «детскую работу», библиотекарь все свободное время посвящала творческому развитию подрастающего поколения.
— Наша система объединения детей в кружки по интересам была одной из первых в Амурской области, — рассказывает Римма Александровна. — Мин-образования стало ее вводить только спустя 25 лет. Мы стали пионерами своего дела. В нашем клубе было множество кружков: экологический, юных корреспондентов, танцевальный, был хор. Мы занимались со всеми ребятами, любого возраста, к нам приводили и дошкольников. С молодежью постарше, живущей в Благовещенске и соседних селах, мы занимались по выходным дням.
Просуществовавший четверть века «Чебурашка» надолго оставил после себя след в Усть-Ивановке.
— С ребятами из экологического кружка мы высадили сирень практически по всему селу. В каждый двор, к каждой калитке, — продолжает Римма Жидяева. — Сейчас дети тех моих детей умиляются душистой сиренью.
Основателя «Чебурашки» в 1985 году почетно наградили «Знаком Гайдара» как лучшего организатора воспитательной работы с детьми и подростками.
— Как дали награду, так сразу ко мне приехали из геральдического отдела Амурского краеведческого музея, — с улыбкой вспоминает пенсионерка. — Сказали, что по их данным это была первая награда в области.
Первой и единственной в районе она осталось и до сегодняшнего дня. Римма Александровна не воспитывает детей. Теперь у нашей героини новые увлечения. Ни один конкурс — областной, районный или же городской — не обходится без участия сельского интеллектуала. Увлекая чтением селян, много и сама читает – практически на любой вопрос готов ответ!
— Недавно я выиграла фотоаппарат на городском конкурсе, — рассказывает селянка. — Выигрывала много чего…. Путевку на отдых в Китай, много разных призов — всего и не упомнишь.
С недавних пор Римма Александровна стала редактором местной газеты, вместе с товарищами освещает жизнь села со страниц местного издания.
— Следующий номер газеты мы посвятим спортивным достижениям наших односельчан, — поделилась редактор. — Сколько талантливых людей живет или жили в селе, кто имел какие награды и достижения. Все это мы опишем в подробностях. Молодежь почерпнет много нового, а старшее поколение порадуется, прочитав истории спортивной жизни былых лет.
Дверь в спорт
Своя хоккейная команда, возможно, появится в Усть-Ивановке.
О спортсменах из Усть-Ивановки знает чуть ли не каждый селянин Благовещенского района, так или иначе связанный со спортом. Мастера, кандидаты и начинающие спортсмены — всего около 50 человек — тренируются под руководством мастера спорта Александра Лемайкина и народного тренера Вячеслава Ядыкина.
Маленькая дверца под лестницей у запасного выхода усть-ивановской школы – вход в спортивные будни селян. Три спортзала в школьном подвальчике вечерами никогда не пустуют. Именно здесь набираются мастерства будущие чемпионы. Тренажерный зал, теннисный стол и зал с боксерскими грушами — что еще нужно для подготовки спортсменов. Желающих потренироваться всегда хватает, говорят тренеры. Оно и понятно — тренировки проходят бесплатно, что редкость в век рыночной экономики.
Новичкам предлагается попробовать свои силы в единоборствах — боксе, кикгбоксинге, рукопашном бою и вольной борьбе. Те же, кто не решается взяться за контактные виды спорта, может «таскать железо».
— Группы борцов мы тренируем совместно, различие только в физической нагрузке и самих «схватках», – говорит тренер по единоборствам Александр Лимайкин, он же глава Усть-Ивановской сельской администрации. – Тем, кому не нравятся контактные виды спорта, занимается на тренажерах или играет в футбол.
Футбольная площадка, как и спортивные снаряды, находится рядом — сразу же на школьном дворе. Эта территория — уже народного тренера, футболиста со стажем Вячеслава Ядыкина. Не первый год занимающийся с ребятами, тренер подготовил не одно поколение спортсменов. Только в нынешнем году сборная Усть–Ивановки заняла на районных соревнованиях по футболу третье место. Усть–Ивановские футболисты — постоянные члены сборной Благовещенского района, выступают также и в других командных видах спорта, например,волейболе и баскетболе.
— К нам приезжают тренироваться даже из соседних деревень, совершенно недавно ездили на тренировки юноши из Волкова и Заречного, — отмечает Александр Викторович. – Каждый вечер к нам приходят позаниматься около 30 человек. Это меньшая часть молодежи села, мы же надеемся пристрастить к спорту как можно больше молодых людей.
Как известно, российские села страдают пагубными привычками. Молодые люди в большей степени деградируют именно из–за отсутствия занятости, будь то культурная деятельность или спортивная. Одним из самых эффективных способов «завоевать умы молодежи» администрация села, да и в общем старшее поколение селян, видит в занятии спортом.
— Мы пытаемся показать молодым людям, чем можно заняться в свое свободное время, для этого предлагаем им вести здоровый образ жизни и встать на спортивную тропу, — пояснил Александр Лимайкин. — Надо понимать, что наша молодежь — это наше будущее.
Ежедневно проходящие тренировки для селян уже давно стали круглогодичными. Помимо теплых залов, спортивную арену Усть-Ивановки планируется дополнить хоккейной коробкой, пояснили тренеры. Так что в селе может появиться и своя «ледовая дружина».
Визитку составил
Александр Макитрюк.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.