В Амурской области появились новые необычные виды спорта: казачий бокс, казачье фехтование, а также тавлеи – настольная игра, которую адаптировали под историю Приамурья. О том, что это вообще такое, нам рассказал хорунжий Амурского окружного казачьего войска, руководитель Амурской региональной детской молодежной общественной организации «Казачья смена» (это представительство Союза казачьей молодежи России в Амурской области), а также представитель Амурской Федерации казачьего бокса учкур Артем Евдокимов.
– Артем, что такое казачий бокс? Это какой-то вид спорта, единоборство?
– Это современное этноспортивное направление. Чтобы было понятно, вспомним, как в Советском Союзе создавалось самбо – компилированный вид борьбы. Брались различные борцовские техники: народные, спортивные, армейские. Из них отбирали то, что годится для спорта, что не травмоопасно. А если говорить про учкур (казачий бокс), то такая же работа проводится по ударным единоборствам. Рассматриваются различные виды боевых единоборств, из различных наставлений армейских смотрят, а также из этнографических материалов. И точно так же компилируют направления, отбирают то, что действительно годится для спорта. И получаем мы новый стиль. Он хорош тем, что ребята, которые занимаются какой-либо другой «ударкой», попадая на мероприятия казачьего толка, спокойно могут соревноваться по правилам учкура и смотреть, насколько их «ударка» пригодна и конкурентна по сравнению с другими стилями. Это еще и дополнительная возможность для спортсмена.
– Что означает слово «учкур»?
– Это разновидность тканевого пояса. Во многих народных видах борьбы хват за пояс был стартовой позицией, в ряде единоборств пояс это показатель уровня мастерства, в рейтинговых боях по учкуру разыгрывают чемпионские пояса.
– Кто и когда изобрел казачий бокс?
– Он изобретается до сих пор, работа ведется. Стиль молодой, прогрессивный, продолжающий свое развитие. Очень много для его развития сделал Ришат Саяпов (руководитель Общероссийской федерации кикбоксинга, заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук – авт.). Насколько помню, у него есть научные работы по этнографии, по этноспорту. То есть, в основу учкура положена еще и серьезная методологическая база.
– А как вообще выглядят тавлеи, да еще и с обороной острогов?
– Думаю, все представляют себе, как выглядят шахматы. Там суть игры в том, что у обоих игроков одинаковые условия, равные «армии», равные позиции. А дошахматная игра тавлеи, которая упоминается еще в III веке, – это другая ситуация. Там одна армия находится в блокаде, а другая – штурмует. Кто в блокаде – находится в меньшинстве. Армия штурмующая находится на более выгодных позициях и имеет численное преимущество. У соперников различные тактические задачи. Мы сделали амурскую адаптацию игры: маньчжуры штурмуют казачий острог по правилам тавлей. Мы сделали 3D фигурки, воспроизвели обмундирование, снаряжение. И точно так же сделаны маньчжуры. И доску мы отрисовали: река, бережок, острог – все, как положено.
– Набор таких тавлей можно купить где-нибудь?
– На продажу не делали. Пока изготовили пробный образец. У нас будет войсковой праздник 27 марта (он выпадает на 30 марта, но отмечать будем на выходных). И на нем мы будем презентовать первый наш опытный образец. А пока мы делаем более упрощенные наборы. В дальнейшем планируем распространять игру: в частности, по казачьим классам.
– А что это за праздник, отмечаемый 30 марта?
– Мы будем отмечать войсковой праздник Амурского казачьего войска – День святого Алексия, святого покровителя Амурского казачьего войска. В этот день албазинцам даровали помилование.
– Какое помилование имеется в виду? Помилование казаков Никифора Черниговского (Никифор Черниговский в 1665 году поднял мятеж и убил илимского воеводу Лаврентия Обухова, после чего с казаками убежал на Амур, где возродил Албазинский острог. Заочно они были приговорены к смертной казни, но в 1672 году помилованы царем, а Никифор Черниговский назначен приказчиком Албазинского острога, – авт.)?
– Да, именно.
– Вернемся к казачьему боксу. Почему он именно казачий?
– Различных единоборств довольно много. Мы в основном видим работу в ринге – то, что в итоге получилось. А основная работа, которая проводится в залах, как правило, остается за пределами взгляда зрителя. А она очень важна. Многие единоборства имеют под собой фундамент в виде различных мировозррений. Они выстроены на основе: буддизма, синтоизма, даосских практик, конфуцианства и так далее. А у нас казачья культура на достаточно высоком уровне. Преподается в учебных заведениях – начиная от детских садов и заканчивая колледжами. Этнопедагогика у нас имеет очень давние корни и традиции. Поэтому для нас развитие подобного вида спорта – это дань традиции и преемственности.
– Мы поговорили про казачий бокс и тавлеи, а есть еще и казачье фехтование…
– В рамках казачьего компонента у нас развиваются три направления: образование, спорт и культура. И если говорить о культуре, то у нас есть театралы, танцоры, вокалисты. Им зачастую необходимо отыграть казака-бойца или даже принять участие в боевом эпизоде в рамках представления. Появляться на сцене с ружьем – дорого, с копьем – неудобно, а с шашкой – в самый раз. Обращению с ней обучить довольно сложно. Но если человек поработал в спарринге, то он это искусство быстрее воспринимает, у него и фланкировка получается лучше. Мы проводим соревнования и по фланкировке, и по ножевому бою, и по правилам фехтования – два раза забирали Кубок России.
– Когда вы успели взять два Кубка России?
– Один – совсем недавно в Москве. А еще один – чуть раньше, в Екатеринбурге зимой. Буквально все в этом году.
– А федерация по учкуру когда создана?
– Если брать наше амурское представительство – то совсем недавно. Мы тренировались на базе федерации кикбоксинга, презентовали ребятам идею. Они попробовали, выехали на соревнования, мы посмотрели, в правильном ли мы ключе занимаемся.
– Выходит, на первые соревнования выезжали даже до формального создания федерации?
– Да, и мы даже не были до конца уверены, что правильно все поняли и правильно все делаем. Вдруг мы недостаточно владеем методологической базой? Поэтому для нас важно было выехать на соревнования общероссийского масштаба чтобы показать себя и посмотреть другие школы, поработать с главами других федераций.
– У вас ребята какого возраста?
– У нас же молодежная организация. Поэтому занимаются начиная с садиков и заканчивая студенческой молодежью. А есть и такие «ребята», которым лет сорок. Среди наших казаков есть и ветераны спорта, и участники боевых действий. Они с удовольствием тренируются вместе с молодежью. Сам стиль выстроен так, что его можно адаптировать для разных возрастов. Чтобы человек мог находиться в спорте максимально долго с минимальными потерями для себя. И чтобы можно было в какой-то определенный момент уже не ставить рекорды, а заниматься для поддержания формы и сохранения здоровья.
– У нас в Амурской области есть различные реконструкторские движения. Но почему-то в основном любят реконструировать викингов, как будто у нас казаков не было. Вы как-то с ними не планируете поработать?
– Организаторы фестиваля «Амурское Албазино» выбрали для себя викингов, но они не отталкивают других реконструкторов. У нас с ними ведется сотрудничество. Те же викинги тоже играли в тавлеи. И будет интересно показать взаимное проникновение культур. Что касается современного мечевого боя, то наша экипировка, которую мы используем для казачьего фехтования, позволяет проводить тренировки и участвовать в соревнованиях по его правилам. С ребятами из федерации современного мечевого боя мы тесно взаимодействуем, проводим совместные тренировки, планируем провести совместные турниры. И на «Амурском Албазино» мы также представим свою площадку. Кстати, на прошлом фестивале казаки были представлены: ребята из Хабаровска показывали первопроходцев Ивана Москвитина (первый европеец, достигший Охотского моря в 1639 году, – авт.). Сейчас в Благовещенске занимаются периодом Албазинского воеводства – это клуб ролевого исторического моделирования «Дружина». В целом мы с реконструкторами очень плотно сотрудничаем. А 12 марта в Москве была премьера фильма «Где раз поднят русский флаг…» (6+). Мы тоже поучаствовали в съемках, и нас можно в нем увидеть.
– Расскажите о планах на ближайшее время.
– У нас сейчас идут семинары для тренеров и судей, мы работаем с педагогическим составом, у нас проводятся различные практикумы и семинары для наших ребят. Летом ко Дню России у нас пройдет большой фестиваль «Казачий сполох», где одним из направлений будет учкур, готовим тематические лагеря, где будет представлен учкур. Ко Дню Города Благовещенска готовим большие показательные выступления.
Фотографии предоставлены Артемом Евдокимовым.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.