Авиабилеты для амурчан до сих пор остаются недоступными

1 035

Число рейсов из Благовещенска в столицу растет, пассажиропоток растет… Только из года в год растет и стоимость билетов. И чтобы нормально слетать туда и обратно нужно выложить кругленькую сумму.

Показать Москву

Есть известная присказка из советских времен - «показать Москву». Это когда ребятишек поднимали, обхватив за голову, чтобы «видел далеко». Забавное развлечение, хотя и, как считают некоторые, небезопасное. Похоже, для амурчан это один из немногих способов «показать Москву» ребенку. Потому что на самолетах туда долететь либо дорого, либо не очень комфортно, а на поездах - долго.
Напомним, проблема авиадоступности Амурской области многократно поднималась на всех возможных уровнях. Про это говорили президент, премьер-министр, министр транспорта страны и многие другие. За то, чтобы амурчане могли комфортно и недорого летать в столицу и по другим направлениям постоянно борются амурские депутаты в Госдуме. Несколько лет назад появились и так называемые субсидируемые авиабилеты, стоимость которых довольно небольшая. Пассажир должен платить 6400 рублей за билет в Москву, а остальное перевозчику, вроде как, компенсирует государство. Вот только приобрести их затруднительно - авиакомпании неохотно запускают в продажу. Да и рассчитаны льготные билеты не на всех, а только для определенных категорий граждан.
Допустим, вы хотите летом слетать в столицу: папа, мама и ребенок до 12 лет (таким детям дают скидку - кто-то в 25%, кто-то больше). Одна из благовещенских семей поделилась, что сумела подобрать вариант перелетов туда и обратно только за 105 тысяч рублей. Можно, конечно, найти и дешевле. Но искали не только недорогие билеты, но и хотя бы относительно комфортные условия.  Не бизнес-класс, а эконом. Чтобы путешествовать как нормальные отдыхающие люди. Самые дешевые варианты подходят командировочным гражданам - которые слетали в столицу налегке и вернулись обратно. Что можно положить в чемодан не тяжелее 10 кило? В отпуск с таким багажом точно не ездят. Поэтому искали варианты, где можно взять с собой без доплаты хотя бы 20 кило багажа. Еще эта семья подбирала варианты полета только беспосадочные. А действительно - дорога до Москвы и так неблизкая, а тут еще ждать часа три в условном Екатеринбурге. А то и больше. К тому же многие боятся летать - так бы проспали весь полет до посадки. А тут лишний стресс: дополнительные посадка и взлет. В общем, сложив все эти критерии недорогого и хотя бы минимально комфортного путешествия, получили только вариант за 105 тысяч. Согласитесь, все равно дороговато. Выходит, что показать чужие столицы - Пекин, Сеул или Токио - и то дешевле с точки зрения стоимости билетов. Хабаровчанам и приморцам с вариантами слетать в Москву повезло больше.

Из того же Хабаровска, который от Москвы заметно дальше, чем Благовещенск, билеты в столицу значительно дешевле. Однако этим вариантом амурчанам пользоваться неудобно. Если добавить стоимость билета на поезд, а также пары ночей в гостинице (на всякий случай), то выйдут как раз те 100 с «хвостиком» тысяч рублей. Словом, особого смысла делать крюк в соседний регион нет. Как будто транспортные компании договорились между собой и подогнали цены - пусть амурчане либо сидят у себя в Амурской области, либо вылетают только по тем расценкам, которые им установят. Ну, или летают в отпуск в Таиланд, Вьетнам или Китай. А хочешь с женой и ребенком в столицу - приготовь сотню тысяч рублей. Вот такое самолетное «рабство».

Новая полоса

О ситуации с авиасообщением в прямом телеэфире на днях высказался губернатор Приамурья Василий Орлов. По его мнению, чтобы билеты стали дешевыми, нужно развивать конкуренцию. В Амурской области этим летом впервые за последние годы количество рейсов составит 24 в неделю. Где-то три рейса разных авиакомпаний в день будут летать в Москву. Начиная конкурировать между собой, они будут снижать стоимость авиабилетов. А когда приходит только одна компания, монополист, у нее есть большой соблазн увеличить стоимость до максимальной.

- Почему к нам не приходит «Аэрофлот»? Это единственная компания в стране, которая летает по так называемым «плоским» тарифам, не меняя их что летом, что зимой, - рассказал Василий Орлов. - Она летает в Приморье, в Хабаровск, в ряд других территорий Дальнего Востока. И там тарифы ниже. Это компания, которая получает субсидии за счет федерального бюджета. В отличие от компаний, которые летают к нам. У них летний тариф отличаются от зимнего. Летом у них загрузка полная, а зимой рейсы планово убыточные, они не загружены. Чтобы в целом по году экономика совпадала у компании, они летом стараются поставить стоимость билетов  повыше, понимая, что люди никуда не денутся и все равно купят. «Аэрофлот» не летает сюда, потому что у нас старая взлетно-посадочная полоса. Она не принимает широкофюзеляжные самолеты, которые использует «Аэрофлот». Наша полоса даже не по длине, а по мощности, толщине не может принять такой самолет. Он может ее просто сломать.

По словам губернатора, «Аэрофлот» сможет летать в Благовещенск, только когда будет построена новая взлетно-посадочная полоса. На трехлетний период в федеральном бюджете (все взлетно-посадочные полосы находятся в собственности государства, а не регионов) имеются на эти цели 4,6 миллиарда рублей. Вот только федеральные власти не могут найти подрядчика. Трижды объявлялся конкурс, победителя выявить не удалось. 

6400 - мало

Затронул Василий Орлов и тему субсидируемых билетов. По его словам, авиакомпании, которые к нам летают, не хотят заходить на конкурс. В 2012 году, когда ввели льготные тарифы, билет стоил 12 800 рублей. Из них 6400 платил человек, а оставшуюся половину давало государство. Сегодня билет стоит примерно 18 тысяч рублей, но государство по-прежнему платит 6400. Из оставшихся 12 тысяч рублей половина - убытки авиакомпании.

- Зимой, когда недозагружен самолет, они на эти условия готовы идти, - объясняет Василий Орлов. - Но когда летом загружено, с точки зрения бизнеса их можно понять - они деньги зарабатывают. Иначе они к нам вообще перестанут летать. Я не вступаюсь за авиакомпании, я говорю, что по факту происходит. Необходимо, чтобы не 6400, а больше доплачивали.

Из федерального бюджета на субсидирование билетов на Дальнем Востоке выделено дополнительно 2,5 миллиарда рублей. Для Амурской области - 274 миллиона. Благодаря этому есть возможность субсидировать 40 тысяч авиабилетов. В прошлом году было 25 тысяч. Но нужно еще убедить авиакомпании, чтобы «они и в летний период продавали больше субсидируемых авиабилетов.

Сергей НАБИВАЧЕВ.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости