Летчик Сигизмунд Левандовский, приземлившийся в Джалинде, управлял гидросамолетом.
Летчик Сигизмунд Левандовский, приземлившийся в Джалинде, управлял гидросамолетом.
Библиотекарь Джалиндинской сельской библиотеки имени Н.П. Аносова Ирина Моисеева рассказала об удивительном факте из истории села, произошедшем в 1930-ые годы. Когда первый сверхдальний перелет прошел через небольшую местность в Сковородинском районе, а совершил его летчик Сигизмунд Леваневский, будущий Герой Советского Союза.
"В июле 1933 года в ходе дальнего перелета двухмоторный морской самолет (гидросамолет) "Дорнье-Валь" (Н-8) по маршруту "Севастополь - Хабаровск" приземлился прямо на реку Амур для отдыха и дозаправки в Джалинде (из Читы в Джалинду, а из Джалинды в Благовещенск). Самолет перегонялся для освоения Арктики. Он пролетел свыше 12-ти тысяч километров над сушей, стараясь придерживаться рек. В полете, продолжавшемся больше месяца, ярко проявилось высокое летное мастерство пилота", - отметила в своем Instagram-аккаунте амурчанка.
Леваневский немедленно приступил к формированию экипажа и подготовке самолета к сверхдальнему полету. Нужно было проложить маршрут по рекам и озерам с посадкой в тех точках, где можно заправиться горючим. Ресурс моторов в те годы составлял 100 часов, затем их нужно было заменять или отдавать в капитальный ремонт. Решили долететь до Хабаровска на старых, а там поставить новые моторы. Старым был и самолет. "Такое везение бывает раз в жизни, - думал о предстоящем перелете Леваневский, подъезжая к Севастополю. - Пролететь через всю страну, а оттуда - до Северного Ледовитого. Мечта становится явью!".
Сохранился дневник второго механика экипажа Бориса Моторина. Он вел записи об этом перелете. Его, студента МАИ, пригласили поработать один сезон (несколько месяцев), и он с радостью согласился. Присматриваясь к Леваневскому, однажды записал: "Будучи человеком, не лишенным честолюбия, он увлекся возможностью попробовать силы и добиться успеха в работе на Севере, используя свою репутацию хорошего летчика и командира, и таким образом оказался во главе нашей экспедиции... Когда Борис Крутский (первый механик) сообщил ему, что осмотр моторов может занять целый день, Леваневский сам вызвался нам помочь. Борис, обычно называвший летчиков "за глаза" белоручками, вначале отнесся к этому предложению скептически, но вскоре убедился, что командир разбирается в регулировке моторов не хуже, чем в пилотаже...".
Тогда на берегу собиралось все население деревни - от мала до велика. Наиболее смелые подплывали к самолету на долбленных из осин лодках-"душегубках". Обычно в первой лодке находились представитель сельсовета и почтенный старец, за ними тянулись остальные. Старец и представитель власти степенно здоровались с экипажем, расспрашивали о цели полета, скорости самолета и не страшно ли летать. Мальчишки и девчонки с раскрытыми ртами глазели на самолет и летчиков, задавали самые неожиданные вопросы. Когда старейшины узнавали, что экипаж не прочь запастись свежим хлебом и рыбой, кто-нибудь из подростков мчался на своей долбленке к берегу и вскоре привозил пару ковриг душистого свежеиспеченного хлеба и несколько малосольных рыбин. Когда самолет был готов к взлету, все любопытные уплывали на свой берег и занимали места поудобнее, чтобы увидеть взлет лодки. Толпа зрителей представляла живописное зрелище, особенно ребятишки в разноцветных колпаках и волосяных "масках" - от комаров. А древний старик обычно приговаривал под впечатлением увиденного: "Ну вот, теперь можно и помирать - ероплан видел!".
Однажды самолет приводнился на реке, где уже стояла другая летающая лодка. Образовался "целый" аэропорт. Несколько часов они простояли рядышком, на якорях. Любопытные приходили и приплывали со всех близлежащих деревень. Когда все вопросы были выяснены (вплоть до того, сколько получают летчики), один подросток сказал старцу, помогая ему спуститься в лодку: "Ну вот, теперь можешь и помирать - два ероплана видел!".
Для безопасного взлета необходима ровная водная поверхность протяженностью два километра. Таких идеальных условий на сибирских реках не было. Поэтому самолет пробегал несколько раз взад и вперед по реке, взрывая фонтаны воды и пытаясь взлететь. От этого шумного чудовища в разные стороны разлеталась и уплывала вся водоплавающая и летающая живность: в панике некоторые успевали взлететь, а не успевшие - ныряли в воду. На берегу все дружно махали, а лошади и коровы от страха разбегались.
В полете часто встречались туманы и лесные пожары. Тогда командиру приходилось набирать высоту до двух-трех тысяч метров. А там их поджидал холод. Особенно трудно приходилось летчикам: ноги мерзнут и негде, да и некогда было согреться. Когда удавалось спуститься ниже - весь мир теплел. Так дотянули до Амура. Позади был первый этап - пролетели более 10-ти тысяч километров. В Хабаровске поставили новые моторы и стали готовиться к перелет в Арктику.
Сигизмунд Александрович Леваневский родился 15 мая 1902 года. Совершил несколько сверхдальних перелетов в 1930-х годах. Участвовал в спасении челюскинцев. Пропал без вести 13 августа 1937 года во время дальнего перелета.
Информация и фото @moiseevaip1
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.