Православные готовятся к началу Рождественского поста.
Православные готовятся к началу Рождественского поста.
Верующие вечером в воскресенье готовятся встретить Филиппов день, который предваряет сорокадневный Рождественский пост. Не раз богословы поднимали вопрос о том, оправданно ли столь долгое и строгое говение, предлагали сократить его или даже отменить. О возможном пересмотре канонов, пишет РИА Новости.
Рождественский пост считается одним из самых древних. Раньше пост длился не сорок дней, а всего два-три. В некоторых общинах - и вовсе сутки. Укоренилась постепенно практика воздерживаться от еды и питья в течение недели. Сорокадневный срок установили намного позже - на соборе 1166 года. Тогда же была определена дата начала - "от 15 дня ноября", в переводе на григорианское летоисчисление соответствует 28-му числу этого месяца.
Новое церковное предписание на Русь пришло не сразу: только к концу XII века начали говеть несколько недель. Пошла традиция пошла от князя Андрея Боголюбского. Для поста в народе придумали новое название - Филиппов. Последний день перед его началом - заговенье - выпадает на 27 ноября. Верующие в этот день вспоминают кончину апостола Филиппа.
Перед Рождеством воздержание долгое, но простое. Больше послаблений, чем в Великий пост. Ближе к Рождеству становятся более жесткими ограничения в еде.
Как отмечают священники - прихожане на исповеди часто каются, что именно под конец перестали говеть, так как уже не было сил терпеть. Это неудивительно, ведь строгая седмица совпадает с популярным праздником в Росси - Новым годом.
К этому в церкви относятся с пониманием. Потому с правилами имеются и исключения. Так, к разряду тяжких грехов не относится нарушение поста. Особенно если совершают его по немощи.
Церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш) говорит, что строгость - субъективный критерий, который зависит от множества условий. Неверно требовать от человека, больного язвой желудка, неукоснительного соблюдения предписаний.
Но совпадение периода говения с праздничной новогодней порой стало все же предметом многолетнего спора. Приверженцы традиций хотят оставить все как есть, подчеркивая, что "мирское никак не влияет на духовное". Модернисты, наоборот, призывают сократить пост. По их мнению, это поможет воцерковиться большему числу людей.
В XI столетии известный толкователь канонов, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон писал, что существует только один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, в строгом смысле слова - так как если бы были и другие, апостольское правило упомянуло бы их тоже. Но хоть верующие и постится также в другие посты, они не подвергнутся за это стыду.
Спустя почти десять веков к этим строкам обратились. В Православии в начале 1960-х обсуждали тему постов, в частности - Рождественского. Выдвигали предложения по его сокращению или смягчению.
Поместные церкви в начале 2000-х активно готовились к первому за 1200 лет всеправославному собору, выбирая темы для обсуждения. Одна из них касалась также длительности и строгости предрождественского говения.
Но этот вопрос в итоге не рассматривали. И каждая церковь на сегодняшний день исходит из собственной практики, поясняет председатель учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Сегодня перед Рождеством говеют сорок дней. Однако верующие все же задаются вопросом: зачем соблюдать Рождественский, если через два месяца начнется Великий пост.
По словам отца Максима, главный аспект здесь - целеполагание. Поститься не чтобы помучиться, а чтобы не забывать о празднике Рождества. Тогда и само воздержание будет не таким тяжким.
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.