Если вместо бензина на автозаправке в бак вам залили «ослиную мочу» (помните, за что посадили в тюрьму Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»?), отстаивать свои потребительские права вам едва ли кто-то поможет. Потому что в Приамурье на топливном рынке, судя по всему, творится вакханалия.
Если вместо бензина на автозаправке в бак вам залили «ослиную мочу» (помните, за что посадили в тюрьму Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»?), отстаивать свои потребительские права вам едва ли кто-то поможет. Потому что в Приамурье на топливном рынке, судя по всему, творится вакханалия.
На станциях техобслуживания (СТО) Благовещенска признают, что нередко причиной визита «стального коня» на СТО становится некачественный бензин. Залил автовладелец японской машины энное количество литров бензина или дизтоплива в бак, а та отказывается везти хозяина. Периодически глохнет, а потом и вовсе останавливается. Если отечественные машины терпят кое-как некачественный бензин, то двигатели иномарок «ослиной мочой» «убиваются» быстро. Как говорят на СТО, «поить» машину непонятно чем чревато «трещинами в головке блока цилиндров, поломкой колец, задирами на стенках цилиндров, прогаром клапанов... Смолы оседают на стенках цилиндров, слипаются элементы конструкций, ломаются механизмы газораспределения».
В общем, пиши пропало. Капремонт двигателя за счет автовладельца – стоимостью от 10000 до 25000 рублей. Между тем «виновник» – горючее, которое можно заливать разве что в бензопилы, мопеды и газонокосилки. Доказать, конечно, это сложно. Но можно. После того как упразднили нефтяную инспекцию, часть ее функций легла на Роспотребнадзор. Однако в амурском управлении Роспотребнадзора говорят: дескать, можете пожаловаться нам, написать заявление, если подозреваете, что в бак на автозаправке залили не то, что надо. В Роспотребнадзоре отреагируют на жалобу – проверят документы, удостоверяющие качество и безопасность горючего. «Если на него сертификаты будут, дадим ответ, что изготовитель подтверждает качество бензина или дизтоплива, — говорят в Роспотребнадзоре. — Если таких документов не будет, товар уже считается некачественным, снимается с реализации. Тогда мы накажем продавцов». Правда, экспертизу залитого в бак бензина, проб из бензоколонки Роспотребнадзор, как там заявили, все равно делать не будет. Потому что у лаборатории Роспотребнадзора нет такой возможности.
И тот, кто хочет узнать, что же все-таки ему налили в бак, должен за свой счет заказать экспертизу. В Благовещенске есть две лаборатории (у НК «Альянс» и АНК), которые могут провести анализ бензина и дизтоплива, в том числе и экспресс-методом. Стоимость такой услуги – от 1100 до 3000 рублей. В лабораториях могут определить октановое число – то есть соответствие бензина своей марке. Потому что бывает, что вместо 95-го заливают 92-й.
Исследования проводятся и на наличие механических примесей, смол. «Случалось, что брали бензин не той марки и пытались увеличить октановое число путем каких-то добавок, — говорят эксперты одной из нефтяных лабораторий Благовещенска. — Было время, когда вместо 76-го бензина в Благовещенске продавали суррогат, в котором было в избытке тетраэтила свинца, который провоцирует онкозаболевания. После запрета на применение тетраэтила свинца жулики начали «повышать» качество топлива с помощью железа и марганца.
С результатами экспертизы можно обращаться в суд. Совсем недавно в Челябинске автозаправщики ответили в суде за некачественное топливо. Это первый в России прецедент в пользу хозяина машины, «напоенной» неизвестно чем.
Владелец автомобиля Lexu залил в бак 55 литров бензина. Едва отъехав от заправки, машина перестала слушаться хозяина. Пришлось отправлять «стального коня» в починку. На СТО сделали вывод — причиной поломки стал «левый» бензин. После «диагноза» в техцентре взяли пробы горючего и отправили их в испытательную лабораторию челябинского филиала Управления по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе. В заключении специалистов лаборатории значилось, что в бензине есть и вода, и механические примеси. С этой бумагой владелец машины отправился на злополучную станцию. Водителю казалось логичным, что деньги, потраченные на ремонт авто – 7000 рублей, — должны ему компенсировать на АЗС. Плюс оплата услуг эксперта, проводившего исследования бензина, работы представителя истца в суде, и так далее. Теперь за некачественное топливо автозаправщикам нужно вернуть автовладельцу порядка 15 000 рублей.
Чтобы добиться своего, сохраняйте чеки на приобретение бензина и дизтоплива. Сразу после заправки «паленым» бензином и остановки двигателя надо отправить машину на СТО и попросить там акт о причине поломки с печатями и подписями, а затем обратиться в одну из лабораторий города, чтобы сделать пробу топлива. Получив результаты и акт исследования пробы бензина, можно составлять исковое заявление.
*****
Правительство приняло программу повышения качества, согласно которой топливо, соответствующее стандарту Евро-2, будет выпускаться в обращение только до конца 2008-го, Евро-3 закончит свое существование в 2009 году, Евро-4 разрешат выпускать до конца 2012-го. При этом выпуск бензина с октановым числом 92, что примерно соответствует стандарту Евро-2, будет разрешен еще до 2012 года — если соответствует требованиям по содержанию вредных веществ: серы, бензола, метанола и др. Сейчас в России больше трети топлива ниже стандарта Евро-2.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.